город Москва |
|
15 марта 2021 г. |
Дело N А41-92489/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ПИК-Комфорт": Моисеева С.В. (дов. N 8н от 01.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крахоткина Д.Ю. (дов. N 69-И от 23.04.2020 г.);
рассмотрев 10 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 г.,
по делу N А41-92489/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания от 24 июля 2019 г. N 08ОГ/06-1463-60-6-2019,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - ООО "ПИК-Комфорт", общество, заявитель) является лицензированной управляющей организацией многоквартирными жилыми домами, в управлении которого находится, в том числе многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Катюшки, д. 50 (далее - МКД).
В период с 27 июня 2019 г. по 24 июля 2019 г. Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) на основании распоряжения от 26 июня 2019 г. N 08ОГ/06-1463-60-6-2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ПИК-Комфорт" в рамках лицензионного контроля с целью проверки информации, изложенной в обращении граждан МКД от 06 июня 2019 г. N 08ОГ/06-1463, по вопросу правильности начисления платы за отопление в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Катюшки, д. 50.
В ходе проведения проверки должностными лицами инспекции выявлено нарушение обществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), при осуществлении перерасчета платы по коммунальной услуге за отопление.
Так, многоквартирный жилой дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом, в марте 2019 года управляющей организацией - ООО "ПИК-Комфорт" была произведена корректировка расчета платы за отопление за 2018 год. В едином платежном документе собственника помещения N 35 указанного МКД отражен перерасчет платы по коммунальной услуге отопления в размере 2 240,95 руб. (в расчете на кв.м отапливаемой площади МКД - 60,24х8538,7=514376,34 руб.). При анализе единых платежных документов установлено, что плата по коммунальной услуге по отоплению с января 2018 по декабрь 2018 года начислялась исходя из среднемесячного расхода коммунального ресурса в 2017 году - 0,0135 Гкал/кв. м (0,0135 x 37,2 = 0,5022 Гкал.).
Постановлением Главы города Лобня Московской области от 05 сентября 2002 г. N 1276 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на отопление" с 01 октября 2002 г. утвержден норматив расхода на отопление 1 кв.м общей площади жилых помещений в размере 0,016 Гкал/мес. Распоряжением от 20 сентября 2018 г. N 191-РВ "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории городского округа Лобня Московской области" с 01 октября 2018 г. в городском округе Лобня Московской области установлен норматив расхода тепловой энергии в многоквартирных жилых домах с полотенцесушителями в размере - 0,0625 Гкал на 1 куб.м. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 г. N 307-Р устанавливает для ООО "ТехноАльянсИнвест" тарифы на теплоснабжение: 1 полугодие - 1754,66 руб./Гкал, 2 полугодие - 1817,79 руб./Гкал.
В соответствии с представленными счетами на оплату ООО "ТехноАльянсИнвест" за тепловую энергию за период с января по декабрь 2018 года, потребленную указанным МКД, суммарный объем расхода тепловой энергии составил - 2089,34 Гкал, что составляет - 3 695 967,77 руб. Суммарный объем показаний общедомового прибора учета расхода коммунального ресурса по теплоснабжению N 120723 составил - 2086,05 Гкал.
ООО "ПИК-Комфорт" размер платы за тепловую энергию за истекший 2018 год определен в размере - 2 974 470,71 руб. при этом обоснование и методика расчета указанной суммы не представлены, в то время как на территории городского округа Лобня Московской области до 01 октября 2018 г. отсутствовал утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем применение положений Правил N 354 для расчета расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из утвержденного норматива и показаний общедомового прибора учета расхода коммунального ресурса тепловой энергии, не возможен, следовательно, корректировка платы по коммунальной услуге по отоплению за 2018 год собственнику квартиры N 35 произведена в нарушение порядка, предусмотренного Правилами N 354.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 24 июля 2019 г. N 08ОГ/06-1463-60-6-2019.
24 июля 2019 г. Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" выдано ООО "ПИК-Комфорт" предписание N 08ОГ/06-1463-60-6-2019, которым обществу предписано в срок до 26 августа 2019 г. выполнить следующие работы по адресу Московская область, г. Лобня, ул. Катюшки, д. 50:
1. Произвести корректировку платы по коммунальной услуге по отоплению за 2018 год собственникам жилых и нежилых помещений согласно пункту 42(1) и формуле 3(4) Правил N 354. Представить полный расчет корректировки с документальным подтверждением.
2. Предоставить подтверждающий расчет суммы потребления тепловой энергии в размере - 2 974 470,71 руб. При невозможности подтверждения расчета платы по коммунальной услуге отопление произвести снятие начислений в размере корректировки, выставленной всем собственникам помещений указанного многоквартирного жилого дома в размере - 514 376,34 руб.
Считая свои права нарушенными, ООО "ПИК-Комфорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным предписания от 24 июля 2019 г. N 08ОГ/06-1463-60-6-2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2020 г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 г. решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2020 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 24 июля 2019 г. N 08ОГ/06-1463-60-6-2019. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что корректировка платы по коммунальной услуге по отоплению за 2018 год собственнику квартиры произведена в нарушение порядка, предусмотренного Правилами N 354.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ПИК-Комфорт" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ПИК-Комфорт" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Пунктом 42(1) вышеуказанных Правил установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии Согласно формуле 3(1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) Приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Пунктом 3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован одним общедомовым прибором учета тепловой энергии, однако не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в связи с чем при расчетах платы за отопление подлежит применению формула 3(1).
Согласно письму Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 29 декабря 2017 г. N 11исх-15022, в связи с отсутствием утвержденного норматива на территории городского округа Лобня, в целях исключения случаев превышения предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, при определении размера платы за горячее водоснабжение необходимо применять норматив, учтенный Комитетом по ценам и тарифам Московской области в стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 0,0595 Гкал/м3.
Поскольку общая сумма за потребленный в 2018 году ресурс, выставленная ресурсоснабжающей организацией (ООО "ТехноАльянсИнвест"), превысила общую сумму начислений за отопление и подогрев холодной воды, выставленной собственникам управляющей организацией, то размер платы за коммунальную услугу подлежал корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Таким образом, корректировка платы за отопление за 2018 год была произведена обществом по формуле 3(4), что соответствует требованиям пункта 42(1) Правил N 354, при этом в спорный период (с января 2018 по сентябрь 2018) на территории городского округа Лобня норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не был установлен, в связи с отсутствием такого норматива общество исходило из возможности применения коэффициента среднего расхода тепловой энергии по Московской области в размере 0,0595 Гкал/куб. м.
Судом также принято во внимание, что примененный ООО "ПИК-Комфорт" средний норматив расхода тепловой энергии на подогрев (0,0595 Гкал/куб. м) ниже утвержденного с 01 октября 2018 г. распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2018 г. N 191-РВ норматива на территории городского округа Лобня (0,0625 Гкал/куб. м), что свидетельствует о соблюдение прав собственников помещений при осуществлении корректировки.
Отклоняя доводы инспекции о том, что обществом не доказано применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев (0,0595 Гкал/куб. м), о чем представлены единые платежные документы, суд апелляционной инстанции указал на то, что деление показаний, указанных в строке "ГВС: Подгорев", на показания, указанные в строке "ГВС: ХВ для ГВ", доказывает применение указанного норматива. С 01 октября 2018 г. обществом применялся норматив в размере (0,0625 Гкал/куб. м), что подтверждается аналогичным расчетом.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 г. по делу N А41-92489/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку общая сумма за потребленный в 2018 году ресурс, выставленная ресурсоснабжающей организацией (ООО "ТехноАльянсИнвест"), превысила общую сумму начислений за отопление и подогрев холодной воды, выставленной собственникам управляющей организацией, то размер платы за коммунальную услугу подлежал корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Таким образом, корректировка платы за отопление за 2018 год была произведена обществом по формуле 3(4), что соответствует требованиям пункта 42(1) Правил N 354, при этом в спорный период (с января 2018 по сентябрь 2018) на территории городского округа Лобня норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не был установлен, в связи с отсутствием такого норматива общество исходило из возможности применения коэффициента среднего расхода тепловой энергии по Московской области в размере 0,0595 Гкал/куб. м."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2021 г. N Ф05-24738/20 по делу N А41-92489/2019