г. Москва |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А41-92489/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Брусенцовой И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ПИК-Комфорт" - Моисеев С.В. по доверенности от 05.08.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Добромыслова Т.С., по доверенности от 20.07.2020, диплом о высшем юридическом образовании.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПИК-Комфорт" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2020 по делу N А41-92489/19,
по заявлению ООО "ПИК-Комфорт" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция, инспекция) с требованием о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ/06-1463-60-6-2019 от 24.07.2019.
Рением от 08.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПИК-Комфорт" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют нормам материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела 24.07.2019 Госжилинспекцией на основании распоряжения от 26.06.2019 N 08ОГ/06-1463-60-6-2019 в отношении ООО "ПИК-Комфорт" проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля с целью проверки обращения от 06.06.2019 N 08ОГ/06-1463, по вопросу правильности начисления платы за отопление в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Катюшки, д. 50.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при осуществлении перерасчета платы по коммунальной услуге за отопление.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2019 N 08ОГ/06-1463-60-6-2019.
По результатам проверки Госжилинспекцией ООО "ПИК-Комфорт" выдано предписание N 08ОГ/06-1463-60-6-2019 от 24.07.2019, которым на Общество возложена обязанность в срок до 26.08.2019 выполнить следующие работы по адресу Московская область, г. Лобня, ул. Катюшки, д. 50:
1. Произвести корректировку платы по коммунальной услуге по отоплению за 2018 год собственникам жилых и нежилых помещений согласно пункту 42 (1) и формуле 3 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Представить полный расчет корректировки с документальным подтверждением.
2. Предоставить подтверждающий расчет суммы потребления тепловой энергии в размере - 2974470,71 руб. При невозможности подтверждения расчета платы по коммунальной услуге отопление произвести снятие начислений в размере корректировки выставленной всем собственникам помещений указанного многоквартирного жилого дома в размере - 514 376,34 руб.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что обществом в марте 2019 года была произведена корректировка расчета платы за отопление за 2018 год. Многоквартирный жилой дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом. При анализе единых платежных документов собственника помещения N 35 установлено, что плата по коммунальной услуге по отоплению с января 2018 по декабрь 2018 года начислялась исходя из среднемесячного расхода коммунального ресурса в 2017 году - 0,0135 Гкал/кв. м (0,0135x37,2=0,5022 Гкал.). Постановлением главы города Лобня Московской области от 05.09.2002 N 1276 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на отопление" утвержден с 1 октября 2002 года норматив расхода на отопление 1 кв. м общей площади жилых помещений в размере 0.016 Гкал/мес. Распоряжением от 20.09.2018 N 191-РВ "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории городского округа Лобня Московской области" с 01.10.2018 в городском округе Лобня Московской области установлен норматив расхода тепловой энергии в многоквартирных жилых домах с полотенцесушителями в размере - 0,0625 Гкал на 1 куб. м. Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 307-Р устанавливает для ООО "ТехноАльянсИнвест" тарифы на теплоснабжение: 1 полугодие - 1754,66 руб./Гкал, 2 полугодие - 1817,79 руб./Гкал. В соответствии с представленными счетами на оплату ООО "ТехноАльянсИнвест" за тепловую энергию за период с января по декабрь 2018 года потребленную указанным многоквартирным жилым домом суммарный объем расхода тепловой энергии составил - 2089,34 Гкал, что составляет - 3 695 967,77 руб. Суммарный объем показаний общедомового прибора учета расхода коммунального ресурса по теплоснабжению N 120723 составил - 2086,05 Гкал. Управляющей организацией ООО "ПИК-Комфорт" размер платы за тепловую энергию, за истекший 2018 год, определен в размере - 2 974 470,71 руб. при этом, обоснование и методика расчета указанной суммы не представлены. На территории городского округа Лобня Московской области до 01.10.2018 отсутствовал утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, применение положений Правил N 354 для расчета расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из утвержденного норматива и показаний общедомового прибора учета расхода коммунального ресурса тепловой энергии, не возможен. Таким образом, корректировка платы по коммунальной услуге по отоплению за 2018 год собственнику квартиры N 35 произведена в нарушение порядка, предусмотренного Правилами N 354. Таким образом, оспариваемое предписание содержит законные требования.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных.
Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил (в редакции на 2018 год) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии Согласно формуле 3 (1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3 (1):
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3 (7);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный многоквартирный дом оборудован одним общедомовым прибором учета тепловой энергии, однако не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в связи с чем, при расчетах платы за отопление подлежит применению формула 3 (1).
Также из письма Министерства ЖКХ Московской области от 29.12.2017 г. N 11исх-15022 следует, что в связи с отсутствием утвержденного норматива на территории городского округа Лобня, в целях исключения случаев превышения предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, при определении размера платы за горячее водоснабжение необходимо применять норматив, учтенный Комитетом по ценам и тарифам Московской области в стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 0,0595 Гкал/м3.
В соответствии с п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Поскольку общая сумма за потребленный в 2018 году ресурс, выставленная ресурсоснабжающей организацией (ООО "ТехноАльянсИнвест") превысила общую сумму начислений за отопление и подогрев холодной воды, выставленной собственникам управляющей организацией, то размер платы за коммунальную услугу подлежал корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3 (4).
Пунктом 3 (4) Приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 (1) и 3 (3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 (5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3 (4):
Pi = Pkpi - Pnpi, где:
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 (1) и 3 (3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 (5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 (1) и 3 (3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 (5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Таким образом, корректировка платы за отопление за 2018 год была произведена Обществом по формуле 3 (4), что соответствует требованиям пункта 42 (1) Правил N 354.
В спорный период (с января 2018 по сентябрь 2018) на территории г. о. Лобня норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не был установлен.
В связи с отсутствием такого норматива общество исходило из возможности применения коэффициента среднего расхода тепловой энергии по Московской области в размере 0,0595 Гкал/куб. м.
Правовая позиция относительно возможности применения коэффициента среднего расхода тепловой энергии изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 301-ЭС18-25060 по делу N А29-10059/2017, от 06.04.2020 N 301-ЭС20-1814 по делу N А82-7677/2018.
Судом первой инстанции и инспекцией (л. д. 75) сделан неправильный вывод о невозможности применения положений Правил N 354 для расчета тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, исходя из утвержденного норматива и показаний общедомового прибора учета из-за отсутствия на территории г. о. Лобня до 01.10.2018 утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев.
Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что коммунальная услуга оказана собственникам помещения в полном объеме. Доказательства обратного в материалы дела не представлены. Поэтому даже при отсутствии утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев собственники не могут быть освобождены от оплаты оказанной услуги.
Для приготовления горячей воды в многоквартирном доме используется индивидуальный тепловой пункт, входящий в состав общего имущества дома. Доказательства наличия претензий к качеству оказанные услуг не представлены. Личное несогласие собственника помещения с произведенным перерасчетом не является доказательством правомерности позиции инспекции.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что примененный ООО "ПИК-Комфорт" средний норматив расхода тепловой энергии на подогрев (0,0595 Гкал/куб. м.) ниже утвержденного с 01.10.2018 распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20.09.2018 N 191-РВ норматива не территории г. о. Лобня (0,0625 Гкал/куб. м.), что доказывает соблюдение прав собственников помещений при осуществлении корректировки.
Вопреки доводам инспекции, изложенным в суде апелляционной инстанции, о том, что обществом не доказано применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев (0,0595 Гкал/куб. м.), в материалах дела представлены единые платежные документы (л. д. 85-99), деление показаний, указанных в строке "ГВС: Подгорев", на показания, указанные в строке "ГВС: ХВ для ГВ", доказывает применение указанного норматива.
С 01.10.2018 обществом применялся норматив в размере (0,0625 Гкал/куб. м.), что подтверждается аналогичным расчетом.
В силу приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу о непредставлении ГЖИ безусловных доказательств наличия у нее оснований для выдачи оспариваемого предписания, чем допущено нарушение прав заявителя, незаконным возложением на него обязанности по его исполнению.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ сумма госпошлины, уплаченная обществом в первой и апелляционной инстанции, подлежит возмещению инспекцией.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2020 по делу N А41-92489/19 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 24.07.2019 N 08ОГ/06-1463-60-6-2019.
Взыскать с ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "ПИК-Комфорт" 4 500 руб. расходов по госпошлине.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-92489/2019
Истец: ООО " ПИК-КОМФОРТ"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"