г. Москва |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А40-27819/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 16.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Красновой, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Л. Системс" - Вишняков А.В. (доверенность от 10.01.2020);
от Департамента городского имущества города Москвы - Салаватова К.Х. (доверенность от 08.12.2020);
от Департамента города Москвы по конкурентной политике - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А40-27819/2020
по заявлению ООО "Л. Системс"
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третье лицо: Департамент города Москвы по конкурентной политике,
о признании незаконным распоряжения,
УСТНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Л.Системс" (далее - ООО "Л.Системс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 25.11.2019 N 46838 о внесении изменений в распоряжение Департамента от 28.08.2019 N 33747, в соответствии с которым нежилое помещение общей площадью 409,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1, выставляется на продажу на аукционе.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. В обоснование кассационной жалобы Департамент указывает, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом в рамках его компетенции; по мнению Департамента, проведение торгов не нарушает прав и законных интересов Общества.
До рассмотрения кассационной жалобы от Департамента поступило ходатайство о проведении судебного заседания 10.03.2021 с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Проверив представленные к ходатайству документы, учитывая наличие технической возможности в Арбитражном суде Московского округа для проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции, указанное ходатайство удовлетворено.
Представитель Департамента участвовал в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.10.2003 между Департаментом имущества города Москвы (в настоящее время Департамент) (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Босфор-ОО" (в настоящее время ООО "Л. Системс") (арендатор) заключен договор аренды нежилого объекта (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы N 3-669, расположенного по адресу город Москва, улица Верхоянская, дом 6, корпус 1, общей площадью 409,8 кв. м.
12.04.2019 Общество, являясь субъектом малого предпринимательства, обратилось (N 33-5-43947/19-(0)-0) в Департамент с целью реализации своего права на приобретение арендуемого помещения в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Департамент письмом от 17.04.2019 N 33-5-43947/19-(0)-1 отказал заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, ссылаясь на разъяснения, изложенные в письме Минэкономразвития России от 14.08.2018 N Д13и-442.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2019 по делу N А40-116260/2019 суд обязал Департамент направить ООО "Л. Системс" проект договора купли-продажи в отношении недвижимого имущества общей площадью 409,8 кв. м, этаж 1, помещение ЗА - комнаты с 1 по 33, расположенного по адресу: Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1.
Департаментом были проведены оценочные мероприятия в отношении заявленного к приватизации объекта недвижимости и принято решение о приватизации указанного объекта недвижимости в соответствии с распоряжением Департамента от 28.08.2019 N 33747.
24.08.2018 Департаментом в адрес ООО "Л. Системс" направлен для согласования проект договора купли-продажи нежилого помещения, который был получен ООО "Л. Системс" 04.10.2018 (исх. N ДГИ-И-61430/19), в соответствии с которым стоимость выкупаемого помещения установлена в размере 38 598 00 руб. (п. 3.1. договора), в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости от 19.06.2019 N М66-19, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" и экспертным заключением от 23.07.2019 N 14858, подготовленным Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Деловой Союз Оценщиков".
11.10.2018 ООО "Л. Системс" представило подписанный проект договора с протоколом разногласий, в том числе в части цены выкупаемой недвижимости, указав ее в размере 19 774 000 руб. на основании подготовленного ИП Успенским Игорем Владимировичем отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества 03.10.2019 N 179.
07.11.2019 Департаментом в адрес ООО "Л. Системс" было направлено сообщение об утрате им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, которое получено Обществом 03.12.2019, в связи с тем, что ООО "Л.Системс" не вернуло подписанный договор купли-продажи по истечении тридцати дней со дня получения предложения (исх. ДГИ-1-86796/19-1).
Судами установлено, что в связи с наличием разногласий, возникших при определении выкупной цены за арендованное имущество, ООО "Л. Системс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи недвижимости - нежилого помещения расположенного по адресу: город Москва, улица Верхоянская, дом 6, корпус 1, с кадастровым номером 77:02:0015004:3641, общей площадью 409,8 кв. м (дело N А40-300446/2019).
При рассмотрении дела N А40-300446/2019 судом первой инстанции 06.02.2020 вынесено определение о назначении по делу судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости, подлежащих выкупу помещений, по состоянию на 12.04.2019.
25.11.2019 Департамент издал распоряжение N 46838 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 28.08.2019 N 33747", в соответствии с которым нежилое помещение общей площадью 409,8 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1, выставляется на продажу на аукционе.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, правильно применив положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, принимая во внимание, что в рамках дела N А40-116260/2019 установлено, что Общество соответствует всем требованиям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ, учитывая, что Общество реализует свое преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, что подтверждается производством по делу N А40-300446/2019, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спариваемое распоряжение Департамента, нарушает права Общества по реализации его преимущественного права выкупа арендованного имущества, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А40-27819/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
...
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, правильно применив положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, принимая во внимание, что в рамках дела N А40-116260/2019 установлено, что Общество соответствует всем требованиям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ, учитывая, что Общество реализует свое преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, что подтверждается производством по делу N А40-300446/2019, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спариваемое распоряжение Департамента, нарушает права Общества по реализации его преимущественного права выкупа арендованного имущества, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2021 г. N Ф05-3005/21 по делу N А40-27819/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3005/2021
29.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56331/20
14.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-27819/20
10.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15930/20