город Москва |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А40-186161/19-72-1478 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Телекомпания 8 канал": Ивановой И.Г. (дов. от 09.06.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Роскомнадзора: Капелюш К.В. (дов. N 26-Д от 28.01.2020 г.);
рассмотрев 16 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Телекомпания 8 канал"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г.
по делу N А40-186161/19-72-1478
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ""Телекомпания 8 канал"
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о признании незаконным приказа от 25 июня 2019 г. N 138-смк,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью ""Телекомпания 8 канал" (далее - ООО "Телекомпания 8 канал", общество, заявитель) имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02 февраля 2018 г. серии ТВ N 29134 (приложения N 1 и N 2, являющиеся ее неотъемлемой частью) со сроком действия 10 лет (далее - лицензия).
На основании указанной лицензии общество осуществляет вещание телеканала "Восьмой канал Красноярск" (общим объемом вещания 168 часов в неделю на территории Российской Федерации).
В период с 14 января 2019 г. по 29 января 2019 г. должностными лицами Енисейского Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Енисейское Управление Роскомнадзора, административный орган) с целью исполнения поручения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) от 27 декабря 2018 г. N 04-111833 проведено внеплановое систематическое наблюдение телеканала "Восьмой канал Красноярск" на предмет соблюдения лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и обязательных требований нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телерадиовещания.
В ходе проведения наблюдения телеканала "Восьмой канал Красноярск" административным органом установлено, что телевизионное вещание осуществляется с нарушением лицензионных и обязательных требований, а именно:
не соблюдается программная направленность распространяемого телеканала "Восьмой канал Красноярск", присутствуют "информационное", "информационно-аналитическое", "развлекательное", "спортивное" направления вещания, не указанные в приложении N 1 к лицензии;
нарушены требования нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания, радиовещания: материалы ООО "Телекомпания 8 канал" доставлялись в Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") с нарушением установленного частью 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Закон об обязательном экземпляре документов).
Результаты систематического наблюдения зафиксированы в акте от 29 января 2019 г. N А-24/7/МК-29/24/2.
15 февраля 2019 г. Роскомнадзором выдано предписание N П-0/МК-29/24/-/1/34 об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения до 06 марта 2019 г. (далее - предписание).
Письмом от 04 марта 2019 г. N ТК/250 ООО "Телекомпания 8 канал" представил позицию по выявленным в ходе вышеназванного внепланового систематического наблюдения нарушениям.
Указанное предписание в судебном порядке обжаловано не было.
С целью контроля исполнения ранее выданного предписания в период с 18 марта 2019 г. по 05 апреля 2019 г. Енисейским Управлением Роскомнадзора на основании задания от 13 марта 2019 г. N МК-11/24 о проведении внепланового систематического наблюдения было проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении общества, в ходе которого установлено, что ранее выданное Роскомнадзором предписание от 15 февраля 2019 г. N П-0/МК-29/24/-/1/34 обществом не исполнено в полном объеме, о чем составлен акт систематического наблюдения от 05 апреля 2019 г. N А-24/7/МК-11/24/41.
25 июня 2019 г. Роскомнадзором в связи с невыполнением ООО "Телекомпания 8 канал" в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения от 15 февраля 2019 г. N П-0/МК-29/24/-/1/34 был издан приказ N 138-смк о приостановлении действия лицензии на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 29134 от 02 февраля 2018 г. (СМИ - "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК"), выданной ООО "Телекомпания 8 канал" до 20 сентября 2019 г. (далее - приказ).
Считая свои права нарушенными, ООО "Телекомпания 8 канал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Роскомнадзору о признании указанного приказа незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Телекомпания 8 канал" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на нарушение принципа исполнимости предписания в части сроков исполнения (на исполнение предписание обществу было дано два дня) с учетом получения предписания им лишь 04 марта 2019 г. Указано также на то, что прекращение вещания телеканала "Восьмой канал Красноярск" было осуществлено обществом 27 мая 2019 г., в то время как оспариваемый приказ был издан Роскомнадзором 25 июня 2019 г.
В отзыве на кассационную жалобу Роскомнадзор просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель ООО "Телекомпания 8 канал" принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании кассационной инстанции представитель Роскомнадзора с доводами кассационной жалобы не согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии с пунктом 4 статьи 46 настоящего Федерального закона.
Под лицензией согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) установлено, что телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, которым установлен порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации (далее - Положение N 1025).
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются: соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Частью 3 статьи 12 Закона об обязательном экземпляре документов установлено, что на хранение во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию передаются материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи, в том числе вышедшие в прямом эфире: собственного производства; материалы, созданные по заказу редакции (вещателя); материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.
Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлены статьей 31.7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которым лицензирующий орган в пределах своей компетенции выдает лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения в случае:
1) выявления уполномоченными государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением требований настоящего Закона, требований иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания, радиовещания;
2) выявления лицензирующим органом нарушения лицензиатом лицензионных требований;
3) неосуществления лицензиатом телевизионного вещания, радиовещания более трех месяцев.
При выдаче такого предписания лицензирующий орган предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок такого предписания.
Предписание с указанием основания выдачи предписания и срока, необходимого для устранения лицензиатом нарушения и составляющего не менее трех дней, но не более трех месяцев, доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня его выдачи. Срок устранения выявленного нарушения исчисляется со дня получения лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения.
Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на срок не более трех месяцев в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения или в случае выявления лицензирующим органом грубого нарушения лицензионных требований. Решение о приостановлении действия лицензии с указанием основания его принятия и срока приостановления действия лицензии доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения.
В срок, установленный для устранения выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения, повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов, подтверждающих устранение выявленного нарушения.
В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В случае устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства, поскольку издан в связи с невыполнением обществом в установленный срок предписания и в пределах представленных Роскомнадзору полномочий.
При этом судами принято во внимание, что общество было предупреждено (извещено) о том, что в случае невыполнения в установленный срок предписания, действие лицензий будет приостановлено.
Отклоняя доводы общества о том, что мероприятия по контролю в отношении лицензиата по исполнению предписания в период с 18 марта 2019 г. по 05 апреля 2019 г. были проведены должностными лицами Енисейского Управления Роскомнадзора после получения обществом в официальном порядке соответствующее предписание, суды указали на то, что управлением предпринималась попытка вручения предписание должностному лицу общества, однако лицензиат отказался от получения, о чем должностными лицами Енисейского Управления Роскомнадзора был составлен акт об отказе от получения предписания от 18 февраля 2019 г.
Кроме того, в соответствии с представленным скриншотом, предписание было направлено управлением на электронный адрес общества, который указывается лицензиатом в письмах, исходящих от имени общества, в том числе в письме ООО "Телекомпания 8 канал" от 04 марта 2019 г. N ТК/250.
Ссылка ООО "Телекомпания 8 канал" на наличие постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 г. по делу N А33-3843/2019, которым Енисейскому Управлению Роскомнадзора отказано в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), также была отклонена судами, поскольку отказ в привлечении общества к административной ответственности не может служить основанием для признания оспариваемого приказа незаконным, так как действующим законодательством применение мер административного реагирования не поставлено в зависимость от результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, судебный акт по вышеназванному делу был принят на основании обстоятельств, послуживших основанием для выдачи предписания, а не обстоятельств принятия приказа о приостановлении действия лицензии.
Так, основанием для приостановления действия лицензии является содержащий поминутную разбивку сетки вещания телеканала "Восьмой канал Красноярск" и установивший наличие нарушения обществом программной направленности телеканала (акт внепланового систематического наблюдения от 05 апреля 2019 г. N А-24/7/МК-11/24/41), при этом законность предписания в рамках дела N А33-3843/2019 г. судом не оценивалась.
Судами также указано на то, что вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи судебного участка N 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 29 мая 2019 г. ООО "Телекомпания 8 канал" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 15 февраля 2019 г. N П-0/МК-29/24/-/1/34.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Относительно довода ООО "Телекомпания 8 канал" об отказе судом апелляционной инстанции в участии в судебном заседании посредством электронной связи, суд кассационной инстанции отмечает, что ходатайство общества было отклонено.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г. по делу N А40-186161/19-72-1478 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Телекомпания 8 канал" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка ООО "Телекомпания 8 канал" на наличие постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 г. по делу N А33-3843/2019, которым Енисейскому Управлению Роскомнадзора отказано в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), также была отклонена судами, поскольку отказ в привлечении общества к административной ответственности не может служить основанием для признания оспариваемого приказа незаконным, так как действующим законодательством применение мер административного реагирования не поставлено в зависимость от результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Судами также указано на то, что вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи судебного участка N 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 29 мая 2019 г. ООО "Телекомпания 8 канал" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 15 февраля 2019 г. N П-0/МК-29/24/-/1/34."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2021 г. N Ф05-3167/21 по делу N А40-186161/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3167/2021
23.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55181/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186161/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186161/19