г. Москва |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А40-320225/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Кочергинои Е.В.,
судей Кольцовой Н.Н., Петровои В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью Меркурии
не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен,
рассмотрев 16 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 года по делу N А40- 320225/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Меркурии
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурии?" (далее также - заявитель, ООО "Меркурии?", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества No288/19 от 23.04.2019, изложенного в уведомлении об отказе в осуществлении деи?ствии? государственнои? регистрации договора аренды от 06.09.2019 N 77/011/227/2019-2491; об обязании Управления Росреестра по Москве устранить нарушение законных прав и интересов Общества путем повторного рассмотрения заявления и представленных на государственную регистрацию договора аренды недвижимого имущества N 288/19 от 23.04.2019 и технического плана арендуемого помещения.
Решением суда Арбитражного суда Москвы от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылалось на то, что судами не была дана оценка всем обстоятельствам дела.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд округа провел судебное заседание в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами, 23.04.2019 между ООО Меркурии
(Арендатор) и ООО
Компания РИФ
(Арендодатель) заключен договор аренды от 23.04.2019 No288/19 нежилого помещения, принадлежащего Арендодателю на праве собственности, с 01.05.2019 по 30.04.2019 (далее также
Договор/Договор аренды), согласно условиям которого государственная регистрация осуществляется силами ООО
Меркурии
.
В целях государственной регистрации означенного Договора Общество обратилось с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Москве.
Согласно описи документов от 23.05.2019 заявителем на государственную регистрацию были представлены следующие документы: Договор аренды от 23.04.2019 N 288/19 с Актом приема-передачи к Договору от 01.05.2019; Свидетельство о государственнои? регистрации заявителя в качестве юридического лица от 23.12.2010; Решение единственного участника ООО "Меркурии?" от 28.02.2019 No5 о назначении Генерального директора; Приказ от 01.03.2017 N 5-ОРГ о назначении Чубарова В.Г. Генеральным директором ООО "Меркурии?"; платежное поручение от 24.05.2019 N 215 об оплате государственнои? пошлины за осуществление регистрационных деи?ствии? в отношении Договора аренды.
Уведомлением от 03.06.2019 N 77/011/227/2019-2491 Управление приостановило государственную регистрацию Договора аренды ввиду следующих причин: 1) непредоставление заявителем технического плана части объекта, обременяемого арендои? по Договору; 2) по имеющеи?ся у Управления информации объект, часть которого обременяется арендои? по Договору, внесен в перечень объектов самовольного строительства, в связи с чем Управление направило запрос в адрес Государственнои? инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее также - Госинспекция по недвижимости).
Во исполнение означенного уведомления Общество представило Технический план арендуемои части здания на оптическом диске, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ООО
Меркурии
от 13.08.2019.
Кроме того, Арендодателем было направлено обращение в адрес Госинспекции по недвижимости, согласно ответу которои? N ГИН-ИСХ-30854/2019 от 26.08.2019 объект, часть которого обременяется арендои? по Договору, в перечень объектов самовольного строительства не включен, о чем 23.08.2019 Инспекция уведомила Управление.
Уведомлением от 06.09.2019 N 77/011/227/2019-2491 Управление отказало Обществу в регистрации Договора аренды на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственнои? регистрации недвижимости".
Данное решение явилось основанием для обращения ООО Меркурии
в арбитражный
суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующими нормами права.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитои
своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недеи
ствительными ненормативных правовых актов, незаконными решении
органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемыи
ненормативныи
правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательскои
и инои
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательскои
и инои
экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недеиствительным, решения и деи
ствия (бездеи
ствия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условии
: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательскои
или инои
экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении и деи
ствии
(бездеи
ствия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный
суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положении
, оспариваемых решении
и деи
ствии
(бездеи
ствия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочии
у органа или лица, которые приняли оспариваемыи
акт, решение или совершили оспариваемые деи
ствия (бездеи
ствие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемыи
акт, решение и деи
ствия (бездеи
ствие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательскои
и инои
экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно ч.1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного наима) арендодатель (наи
модатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных своиств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как разъяснено в абзаце первом пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", стороны могут также заключить такои? договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
На основании п.2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственнои регистрации, если иное не установлено законом.
Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственнои регистрации и считается заключенным с момента такои
регистрации (п.2 ст.651 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственнои? регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведении? регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственнои регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен инои
порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведении
, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственнои
регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственнои
регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 No218- ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительнои власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством России?скои? Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством России?скои? Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством России?скои? Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьеи 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающии
перечень основании
для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственнои
регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 No218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственнои регистрации договора аренды недвижимого имущества.
На основании ч.5 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажеи?, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажеи?), государственный кадастровый учет такои? части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственнои? регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Как следует из представленных заявителем в Управление документов, сторонами в Договоре и прилагаемои? к нему схеме (Приложение N 1 к Договору) установлены все необходимые для идентификации арендуемого объекта параметры, в том числе графическое изображение границ арендуемои? части нежилого здания.
Таким образом, объект аренды сторонами однозначно был определен.
Споры относительно имущества, являющегося объектом договора аренды, его границ, площади, иных параметров, между его сторонами отсутствуют. Следовательно, у сторон договора идентификация объекта аренды в договоре каких-либо сомнении не вызывает. Перечисленные данные позволяют определенно установить имущество, подлежащее передаче Арендатору в качестве объекта аренды.
Как обоснованно отметили суды, основании для требования от заявителя составления кадастрового или технического плана на объект аренды, являющийся частью помещения, у регистратора не имелось.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Россиискои
Федерации, изложенной в п.9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 No73, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание тои
части недвижимои
вещи, пользование которои
будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующеи
недвижимои
вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Кроме того, как указано в п.9 Обзора судебнои практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как уче
т помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свои
ствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительнои
характеристикои
данного объекта. При этом, уче
т переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведении
о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственнои
регистрации договора аренды части здания (помещения). В данном случае заявитель обратился в регистрационный орган для регистрации договора аренды части здания, право собственности, на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за арендодателем, государственный кадастровый учет такои
части здания осуществляется одновременно с государственнои
регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления и представления дополнительных документов, вместе с тем, как указано выше, кадастровый учет части объекта является правом, а не обязанностью собственника.
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание тои? части недвижимои? вещи, пользование которои? будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующеи? недвижимои? вещи) (Обзор судебнои? практики Верховного Суда России?скои? Федерации N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
Более того, как было указано выше, заявитель представил в Управление Технический план арендуемои части здания на оптическом диске, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ООО
Меркурии
от 13.08.2019.
Таким образом, заявителем для регистрации договора аренды были представлены все необходимые документы.
Согласно направленному в ответ на обращение Общества письму Госинспекции по недвижимости от 26.08.2019 N ГИН-ИСХ-30854/2019 объект, часть которого обременяется арендои? по договору, в указанныи? перечень не включен, о чем 23.08.2019 Госинспекция по недвижимости также уведомила Управление Росреестра по Москве.
Следовательно, как верно установлено судами, Управлением не доказано, что спорное здание является самовольнои построи
кои
.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали указанные основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов основаны на всестороннем исследовании представленных в материалы дела доказательств. Доводы регистрирующего органа противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Отказ в государственной регистрации по формальным основаниям, однозначно не соответствующий целям и назначению процедуры публичной проверки представляемых на государственную регистрацию правоотношений аренды документов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке решение суда первой инстанции и постановлении суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 года по делу N А40-320225/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственнои? регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
...
На основании ч.5 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажеи?, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажеи?), государственныи? кадастровыи? учет такои? части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственнои? регистрациеи? договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2021 г. N Ф05-2949/21 по делу N А40-320225/2019