город Москва |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А40-38247/20-2-200 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ЕПК Москва": Кулакова Д.Л. (дов. от 14.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Михнева М.П. (дов. N 33-Д-1699/20/20 от 29.12.2020 г.);
рассмотрев 24 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г.
по делу N А40-38247/20-2-200
по заявлению акционерного общества "ЕПК Москва"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "ЕПК Москва" (далее - АО "ЕПК Москва", общество, заявитель) (ранее именуемое - ОАО "Московский подшипник") является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:193, расположенного по адресу: г. Москва, Новоостаповская, вл. 5, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 17 июля 1996 г. N М-04-006038, заключенного с Московским земельным комитетом.
23 августа 2019 г. АО "ЕПК Москва" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N 77-0-1-77/3145/2019-1375 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:193, предусмотренных Правилами землепользования и застройки.
Уведомлением от 30 августа 2019 г. N 77-0-1-71/3145/2019-1375 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка, ввиду наличия причин, препятствующих его проведению, а именно: отсутствие волеизъявления собственника земельного участка на изменение вида разрешенного использования земельного участка; несоответствие испрашиваемых для установления видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренными Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила), с учетным номером 77.05.1.1776.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001019:193 расположен в территориальной зоне с учетным номером 77.05.1.1776, для которой Правилами предусмотрены следующие виды разрешенного использования: 3.9.2 - размещение объектов капитального строительства для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, в том числе отраслевые); 4.0.0 - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.1.0, 4.2.0, 4.3.0, 4.4.0, 4.5.0, 4.6.0, 4.8.0, 4.9.0, 4.10.0; 5.0.1 - обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.1.0, 5.2.2, 5.3.0, 5.5.0, 5.0.2, 5.4.0; 5.0.2 - создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них; 6.0.0 - промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0 - 6.8.0, 6.11.0
Таким образом, установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.
При этом вид разрешенного использования "Производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); Спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); Обеспечение научной деятельности (3.9) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))", устанавливаемый по заявлению общества (от 23 августа 2019 г. вх. N 77-0-1-71/3145/2019-1375), не предусмотрен Правилами с учетным номером 77.05.1.1776.
24 сентября 2019 г. обществом в регистрационный орган были представлены письменные пояснения относительно приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от 23 августа 2019 г. N 77-0-1-71/3145/2019-1375 с приложением решения Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 г. по делу N А40-61446/19-79-567.
Уведомлением от 01 октября 2020 г. N 77-0-1-71/3145/2019-1375 Управлением Росреестра по Москве сообщено об отказе в снятии приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с выявленными регистрационным органом замечаний по представленным обществом дополнительным документам.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 02 декабря 2019 г. N 77-0-1-71/3145/2019-1375 отказало АО "ЕПК Москва" в государственном кадастровом учете и (или) регистрации права на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, АО "ЕПК Москва" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа от 02 декабря 2019 г. N 77-0-1-71/3145/2019-1375 в принятии решения об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Новоостаповская, вл. 5 (кадастровый номер 77:04:0001019:193) и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ЕПК Москва"
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для внесения испрашиваемых обществом изменений видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:193, предусмотренных Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой находится спорный земельный участок.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ЕПК Москва" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов. Представитель Департамента городского имущества города Москвы согласился с доводами кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, так как заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:193, расположенного по адресу: г. Москва, Новоостаповская, вл. 5.
При этом судами указано на отсутствие у общества необходимости по заключению дополнительного соглашения к договору аренды в целях изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку законодательством такая обязанность не предусмотрена.
Судами также сделан вывод о том, что на момент рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка, являющегося предметом настоящего спора, утверждены и действуют, в связи с чем не подлежали применению переходные положения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Так, регистрационный орган указал на то, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001019:193 расположен в территориальной зоне с учетным номером 77.05.1.1776, для которой Правилами предусмотрены виды разрешенного использования - 3.9.2; 4.0.0.
Между тем, содержание вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.1.0, 4.2.0, 4.3.0, 4.4.0, 4.5.0, 4.6.0, 4.8.0, 4.9.0, 4.10.0; 5.0.1 с кодами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.1.0, 5.2.2, 5.3.0, 5.5.0, 5.0.2, 5.4.0; 5.0.2; 6.0.0 с кодами 6.2.0 - 6.8.0, 6.11.0.
На публичной кадастровой карте отображается территориальная зона с учетным номером 77.05.1.1776, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001019:193, но не отображается информация о видах разрешенного использования, предусмотренные данной территориальной зоной, при этом граница территориальной зоны N 0515001, установленной Правилами и отображенной на соответствующей карте градостроительного зонирования, и для которой установлены следующие основные виды разрешенного использования с кодами: 6.0.0, 3.9.2, 5.0.0 и 4.0.0.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2020 г. по делу N А40-38247/20-2-200 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьями 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, так как заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:193, расположенного по адресу: г. Москва, Новоостаповская, вл. 5.
...
Судами также сделан вывод о том, что на момент рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка, являющегося предметом настоящего спора, утверждены и действуют, в связи с чем не подлежали применению переходные положения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2021 г. N Ф05-3828/21 по делу N А40-38247/2020