г. Москва |
|
5 апреля 2021 г. |
Дело N А40-4807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Фисенко Г.С., доверенность от 09.12.2020;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: Долгая И.В., доверенность N 2 от 20.01.2021;
рассмотрев в судебном заседании 22-29 марта 2021 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве на решение от 24 августа 2020 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 10 декабря 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
третье лицо - ГБУ Центр реабилитации инвалидов "Красная Пахра" (ГБУ ЦРИ "Красная Пахра")
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенный в письме от 16.10.2019 N 77/999/001/2019-449335 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:54:0020101:434, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Дошкольная, д. 1, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:54:0020101:434, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Дошкольная, д. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя и третьего лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
В обоснование требований заявитель указал, что Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 50:54:0020101:434, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Дошкольная, д. 1.
Письмом Управления Росреестра по Москве N 77/999/001/2019-449335 от 16.10.2019 сообщено об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению заявленных действий.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды при исследовании доказательств, установили, что Управлением Росреестра неправильно сделан вывод об отсутствии документов - оснований возникновения права собственности, так как право собственности города Москвы возникло на основании закона (пункт 2 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), данный объект включен в Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности города Москвы.
Кроме того установлено, что в Управление Росреестра по Москве был представлен контракт на право оперативного управления N 0-987 от 09.07.2002.
На основании распоряжения Премьера Правительства Москвы N 660-РП от 22.06.1998 "О передаче в оперативное управление нежилых помещений бюджетным учреждениям г. Москвы" и Приложения N 2 постановления Правительства Москвы N 104-ПП от 30.01.2001 "О передаче в оперативное управление нежилых зданий и помещений лечебно-профилактическим учреждениям Комитета здравоохранения Москвы" спорное здание в числе прочих на праве оперативного управления было передано государственному учреждению Детскому кардиоревматологическому санаторию N 20 "Красная Пахра".
Спорное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:54:0020101:64. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок находится в собственности города Москвы (регистрационная запись N 50-50-99/017/2012-204 от 30.03.2012) и с 2002 года передан в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ Центр реабилитации инвалидов "Красная Пахра" (распоряжением Правительства Москвы от 30.08.2017 N 442-РП "Об изменении ведомственного подчинения и наименований отдельных государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы" государственное бюджетное учреждение Детский кардиоревматологический санаторий N 20 "Красная Пахра" переименован в государственное бюджетное учреждение Центр реабилитации инвалидов "Красная Пахра" (ГБУ ЦРИ "Красная Пахра")).
Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Дошкольная, д. 1, отсутствовали.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года по делу N А40-4807/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды при исследовании доказательств, установили, что Управлением Росреестра неправильно сделан вывод об отсутствии документов - оснований возникновения права собственности, так как право собственности города Москвы возникло на основании закона (пункт 2 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга и муниципальную собственность"), данный объект включен в Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности города Москвы.
...
На основании распоряжения Премьера Правительства Москвы N 660-РП от 22.06.1998 "О передаче в оперативное управление нежилых помещений бюджетным учреждениям г. Москвы" и Приложения N 2 постановления Правительства Москвы N 104-ПП от 30.01.2001 "О передаче в оперативное управление нежилых зданий и помещений лечебно-профилактическим учреждениям Комитета здравоохранения Москвы" спорное здание в числе прочих на праве оперативного управления было передано государственному учреждению Детскому кардиоревматологическому санаторию N 20 "Красная Пахра".
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф05-4418/21 по делу N А40-4807/2020