город Москва |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А41-55470/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Буран": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 01 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г.,
по делу N А41-55470/20
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Буран"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 06-192/2020 от 10 июля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 12 мая 2020 г. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании территории лесного участка в составе земель лесного фонда в выделе 4 квартала 13, выделах 3, 6, 7 квартала 14 Пионерского участкового лесничества вблизи деревни Солосово Одинцовского городского округа Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства.
Установлено, что садоводческое некоммерческое товарищество "Буран" (далее - СНТ "Буран", товарищество, заявитель) самовольно заняло и использует часть смежных лесных участков с кадастровыми номерами 50:20:0000000:307229 и 50:20:0000000:307220, площадью 0,2 га для рекреационной деятельности, путем размещения ограждений из сетки рабицы высотой 1,0 - 1,2 м.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории от 12 мая 2020 г.
На основании полученных данных 08 июня 2020 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) в отношении СНТ "Буран" составлен протокол об административном правонарушении N 06-192/2020 и выдано предписание от 08 июня 2020 г. N 06-192/2020 об устранении нарушений лесного законодательства.
Постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 июля 2020 г. N 06-192/2020 СНТ "Буран" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, СНТ "Буран" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, поскольку материалами административного дела подтвержден факт занятия и использования обществом территории лесного фонда, а также на соблюдение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу СНТ "Буран" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Действия, связанные с самовольным занятием лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность Комитетом в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено доказательств самовольного занятия и использования лесных участков именно СНТ "Буран" и установления ограждений сетки рабицы заявителем.
Судами также указано на нарушение административным органом процедуры привлечения товарищества к административной ответственности.
Так, определением от 16 июня 2020 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 06-192/2020 товарищество вызывалось на рассмотрение дела на 10 июля 2020 г.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 23 июня 2020 г. N 46 и информации с сайта АО "Почта России" - отслеживание почтовых отправлений, возврат почтового отправления произведен органом почтовой связи 11 июля 2020 г., т.е. после рассмотрения административного дела и вынесением Комитетом оспариваемого постановления (10 июля 2020 г.).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении процедуры привлечения товарищества к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицо, привлекаемое к ответственности, было лишено возможности воспользоваться предоставленными ему правами.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г. по делу N А41-55470/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность Комитетом в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено доказательств самовольного занятия и использования лесных участков именно СНТ "Буран" и установления ограждений сетки рабицы заявителем."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф05-4646/21 по делу N А41-55470/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12239/2021
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4646/2021
23.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20198/20
17.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55470/20