город Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А41-18827/2020 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Москомстройинвеста
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г.
по делу N А41-18827/2020
по заявлению внешнего управляющего закрытого акционерного общества Торгово-строительной компании "Евро-Старт" Константинова Владимира Владимировича
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления N 2 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-312-А от 17 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: деятельность закрытого акционерного общества Торгово-строительной компании "Евро-Старт" (далее - ЗАО ТСК "Евро-Старт", общество, заявитель) связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) для строительства следующих объектов:
- группа жилых домов со встроенными помещениями административного назначения - корп. 3: Москва, НАО, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское (НАО, Воскресенское);
- многоэтажный жилой дом N 4 (в составе группы жилых домов): Московская область, Ленинский район, сельское поселение Воскресенское, Воскресенское пос. (НАО, Воскресенское);
- группа жилых домов - жилой дом N 3: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Воскресенское, Воскресенское пос. (НАО, Воскресенское);
- многоэтажный жилой дом N 1 в составе группы жилых домов: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Воскресенское, Воскресенское пос. (НАО, Воскресенское);
- многоэтажный жилой дом (в составе группы жилых домов): Москва, НАО, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, корп. 2 (НАО, Воскресенское);
- жилой дом N 2 (в составе группы жилых домов): Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Воскресенское, пос. Воскресенское (НАО, Воскресенское);
- многоэтажный жилой дом (в составе группы жилых домов): Москва, НАО, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, корп. 4 (НАО, Воскресенское).
С целью проверки соблюдения обществом (застройщиком) обязательных требований Закона об участии в долевом строительстве Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, административный орган) проведен анализ отчетности ЗАО ТСК "Евро-Старт", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 2 квартал 2019 г., в ходе проведения которого было установлено, что отчетность за 2 квартал 2019 года (заключение от 31 июля 2019 г. N 2/2019-1513) была представлена обществом не в полном объеме, а именно: не представлен бухгалтерский отчет и отчет о финансовых результатах по состоянию на 30 июня 2019 г., что является нарушением требований пункта 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве и пункта 2 Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 656/пр (далее - Порядок).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2018 г. по делу N А41-53179/2013 Константинов Владимир Владимирович (далее - Константинов В.В.), являющийся членом Ассоциации "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (далее - Ассоциация РСОПАУ), был утвержден внешним управляющим ЗАО ТСК "Евро-Старт".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должностным лицом ЗАО ТСК "Евро-Старт" по состоянию на дату совершения административного правонарушения является Константинов В.В.
На основании полученных данных 27 декабря 2019 г. Москомстройинвестом в отношении внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. был составлен протокол N 2 об административном правонарушении N 05-07-19-312-А-ПР2, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением N 2 Москомстройинвеста от 17 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 05-07-19-312-А внешний управляющий ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, внешний управляющий ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинов В.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Москомстройинвесту о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г., постановление N 2 Мосгосстройнадзора от 17 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 05-07-19-312-А в отношении внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. изменено в части назначенного административного наказания, заменив штрафа в размере 10 000 руб. на штраф в размере 5 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Москомстройинвест просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, указывая на наличие в действиях внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. вмененного ему состава административного правонарушения и отсутствие у судов оснований для изменения административного штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу внешний управляющий ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости регулируются Законом об участии в долевом строительстве.
Согласно части 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Действия, связанные с непредставлением в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей и на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие отягчающих обстоятельств, снизили размер штрафа до 5 000 руб.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Вина внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2020 г. по делу N А41-18827/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с непредставлением в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей и на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях внешнего управляющего ЗАО ТСК "Евро-Старт" Константинова В.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф05-3409/21 по делу N А41-18827/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3409/2021
23.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15719/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-18827/20
09.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7999/20