город Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А41-74494/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации городского округа Серпухов Московской области: Сигунова С.А. (дов. N 102 от 30.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства экономики и финансов Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 13 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г.,
по делу N А41-74494/19
по иску Администрация городского округа Серпухов Московской области
к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области
о внесении изменений в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка, об установлении границ земельного участка, о внесении изменений в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда, о признании права собственности на земельный участок,
третьи лица: Министерство экономики и финансов Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, общей площадью 7311 +/- 30 кв.м, вид разрешенного использования "ритуальная деятельность", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино.
Сведения о правах в отношении участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 08 августа 2019 г.
Границы участка установлены на основании постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области (далее - Администрация, истец) от 21 октября 2015 г. N 1575, которым утверждена схема расположения участка.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения "Липицкое" Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального район Московской области от 01 мая 2018 г. N 6/53, участок находится в зоне двойного учета: земли лесного фонда и СП-1 (зона мест погребения - для обеспечения условий использования участков, предназначенных для специализированного размещения и функционирования мест погребения (кладбищ, крематориев, иных мест захоронения).
Вышеуказанный земельный участок используется под Сенькинское кладбище, захоронения на котором производятся с 1947 года, о чем составлен акт осмотра от 04 марта 2019 г.
Согласно сведениям ГКУ МО "Мособллес", участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 почти полностью расположен в квартале 17 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес", площадь наложения 6 122,83 кв.м.
В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений):
внести изменения в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, площадью 6 623 кв.м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно указанным геодезическим данным;
установить границы земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 3 737 кв.м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, в соответствии с указанными геодезическими данными;
внести изменения в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 площадью 3 737 кв.м, путем установления границ земельного участка согласно указанным геодезическим данным;
внести изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 3 737 кв.м, фактически занятый Сенькинским кладбищем, расположенный в деревне Сенькино в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда земельного участка площадью 3 053 кв.м, согласно указанным геодезическим данным;
признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок площадью 3 737 кв.м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
взыскать с Рослесхоза и Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу Администрации городского округа Серпухов Московской области судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению заключения экспертов в размере 98 000 руб., дополнительного заключения экспертов в размере 15 000 руб., а всего в размере 113 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики и финансов Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
В целях определения наличия пересечения участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 с землями лесного фонда определением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2019 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертиза и управление недвижимостью" (далее - ООО "ЭУН"), экспертам Боброву Денису Вадимовичу (далее - Боброву Д.В.) и Покарееву Александру Альбертовичу (далее - Покареев А.А.)
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Установить с учетом санитарных норм фактическую границу Сенькинского кладбища, расположенного в деревне Сенькино Серпуховского района Московская область.
2. 2. С учетом ответа на вопрос N 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033.
3. В случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос N 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем (с приложением графического материала).
4. Установить на основании материалов лесоустройства, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, фактически занятого кладбищем, установленного в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы участка государственного лесного фонда.
Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала.
В заключении экспертами ООО "ЭУН" сделаны следующие выводы:
По первому вопросу экспертами указано на то, что по данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-74494/19, экспертами были определены координаты контура фактической границы Сенькинского кладбища, расположенного в деревне Сенькино Серпуховского района Московской области, представленные в таблице N 2, а также составлена обзорная схема расположения, представленная в исследовательской части на рисунке N 1.
По второму вопросу экспертами указано на то, что по данным фактического расположения Сенькинского кладбища, определена санитарно-защитная зона в 100 м, Пироговского кладбища, расположенного в деревне Пирогово Серпуховского района Московской области.
По третьему вопросу экспертами были определены координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 фактически занятого Сенькинским кладбищем, а также составлена обзорная схема
На основании проведенного исследования эксперты пришли к выводу о том, что граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, не соответствует границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033.
По четвертому вопросу эксперты путем сопоставления контура земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 фактически занятого Сенькинским кладбищем с контуром государственного лесного фонда, по данным ЕГРН, экспертами были определены координаты и контур наложения границ, а также составлена обзорная схема наложения границ.
В связи с возникновением в процессе рассмотрения дела дополнительных вопросов, требующих специальных знаний, определением от 07 июля 2020 г. по делу была назначена дополнительная судебная экспертиза для установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем (не только в пределах сформированного земельного участка), налагаемого на фактические границы земель лесного фонда, проведение которой поручено экспертам ООО "ЭУН".
На разрешение экспертов был поставлен следующий вопрос: установить границы земельного участка с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого Сенькинским кладбищем в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" (полностью занятого Сенькинским кладбищем, не только в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, налагаемые на фактические границы участка государственного лесного фонда.
На основании проведенного исследования экспертами были установлены границы наложения земельного участка, фактически занятого Сенькинским кладбищем в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", на фактические границы участка государственного лесного фонда, площадь наложения составляет 3 053 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г., исковые требования к Рослесхозу удовлетворены в полном объеме. В части требований к Комитету лесного хозяйства Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано. С Рослесхоза в пользу администрации также взысканы судебные расходы по оплате экспертизы в размере 113 000 руб.
В кассационных жалобах Рослесхоз и Комитет лесного хозяйства Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации с доводами кассационных жалоб не согласился.
Представители Рослесхоза, Комитета и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя Рослесхоза поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно пункту 58 Постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Иск о признании права собственности относится к вещно-правовым средствам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника индивидуально-определенной вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранение сомнений в принадлежности права тому или иному лицу.
В соответствии с пунктом 59 Постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли
Согласно пункту 2 статьи 3.1 вышеуказанного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 названного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 Закона о погребении установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 15 названного Закона места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17 июля 2007 г. N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06. Октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, не может находиться в федеральной собственности.
При этом судами принято во внимание, что кладбище является законно размещенным с 1947 года, а спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона, в связи с чем установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Доказательства наличия у Рослесхоза и Комитета оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, ответчиками не представлено.
Вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах и материалах проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к Рослесхозу.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании представленных в дело доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 г. по делу N А41-74494/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, не может находиться в федеральной собственности.
При этом судами принято во внимание, что кладбище является законно размещенным с 1947 года, а спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона, в связи с чем установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф05-5210/21 по делу N А41-74494/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5210/2021
23.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19317/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74494/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74494/19