город Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-1/20-121-9 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСЖ "Гнездо": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента капитального ремонта города Москвы: Скворцовой К.А. (дов. N 07-13-54/0-1 от 27.10.2020 г.);
от третьего лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы: Скворцовой К.А. (дов. N ФКР-11-301/20 от 06.10.2020 г.);
от третьего лица Государственной жилищной инспекции города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 21 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Гнездо"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2020 г.
по делу N А40-1/20-121-9
по заявлению товарищества собственников жилья "Гнездо"
к Департаменту капитального ремонта города Москвы
о признании незаконным решения от 24 мая 2019 г. N 07-02/17/19,
третьи лица: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы; Государственная жилищная инспекция города Москвы,
УСТАНОВИЛ: многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Москва, Б. Гнездниковский пер., д. 3, 2008 года постройки, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 года, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории городе Москвы", опубликованную на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 30 декабря 2014 г., а также в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 13 января 2015 г. N 2, тома 1 - 7.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД возникла с 01 июля 2015 г.
Поскольку собственниками помещений МКД в установленный срок не было принято решение о формировании фонда капитального ремонта, 30 июня 2015 г. Департаментом капитального ремонта города Москвы был издан приказ N 07-02-51/5 о формировании фонда капитального на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - ФКР Москвы).
С 01 июля 2015 г. формирование фонда капитального ремонта МКД осуществлялось на счете регионального оператора - ФКР Москвы.
На основании решения собственников помещений МКД, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в МКД (далее - Протокол ОСС) от 22 января 2016 г. N 1/16 "А", в целях формирования фонда капитального ремонта определен специальный счет, владельцем которого выбран ТСЖ "Гнездо", а также определен порядок отчисления средств на капитальный ремонт общего имущества в указанном МКД - в размере 5,00 руб.
Указанный протокол был получен региональным оператором - ФКР Москвы 01 сентября 2017 г.
Впоследствии взносы на капитальный ремонт собственников помещений МКД, аккумулирование которых осуществлялось региональным оператором - ФКР Москвы с 01 июля 2015 г. по 30 ноября 2017 г., перераспределены в установленном порядке на специальный счет товарищества собственников жилья "Гнездо" (далее - ТСЖ "Гнездо", товарищество, заявитель).
По состоянию на 01 декабря 2017 г. сумма накопительных взносов на капитальный ремонт составила 1 691 862,79 руб.
Решением собственников помещений МКД, оформленного протоколом ОСС от 23 января 2019 г. N 1/19, утверждена сумма взноса на капитальный ремонт с октября 2018 года в размере 17,00 руб., а с января 2019 года в размере 18,19 руб.
Между тем, согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории города Москвы, рассчитываемый в рублях на квадратный метр общей площади помещения в МКД на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на территории города Москвы, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на территории города Москвы, составляет с 01 июля 2015 г. -15,00 руб., с 01 июля 2017 г. - 17,00 руб., с 01 января 2019 г. - 18,19 руб., с 01 января 2020 г. - 18,86 руб. на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в месяц.
Таким образом, в период с декабря 2017 года по сентябрь 2018 года размер взноса на капитальный ремонт составлял на 12,00 рублей меньше, чем предусмотрено действующим законодательством.
В связи с тем, что размер взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД составил менее пятидесяти процентов, Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция) в августе 2018 года в адрес ТСЖ "Гнездо" были направлены уведомления о необходимости погашения имеющейся задолженности.
Поскольку информация о погашении задолженности в Мосжилинспекцию в установленные сроки не была представлена товариществом, Мосжилинспекцией в адрес Департамента капитального ремонта города Москвы направлено письмо от 06 мая 2019 г. N МЖИ-10-1918/19 о необходимости принятия решения о формировании фонда капитального ремонта МКД по адресу: Гнездниковский Б. пер., д.3, на счете регионального оператора.
В связи с непогашением в установленный срок задолженности в фонд капитального ремонта, формируемый на специальном счете, Департаментом капитального ремонта города Москвы в соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4.2.1 Положения о Департаменте капитального ремонта города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 апреля 2011 г. N 104-ПП "О переименовании Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы и утверждении Положения о Департаменте капитального ремонта города Москвы" издан приказ от 24 мая 2019 г. N 07-02-117/9 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", в соответствии с которым в отношении МКД по адресу: г. Москва, Б. Гнездниковский пер., д. 3, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - ФКР Москвы.
Ссылаясь на то, что включение МКД в перечень МКД, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - ФКР Москвы в связи с непогашением в установленный срок задолженности по взносам на капитальный ремонт, формируемый на специальном счете, препятствует осуществлению права собственников помещений МКД на определение способа формирования фонда капитального ремонта данного МКД, ТСЖ "Гнездо" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту капитального ремонта города Москвы о признании указанного приказа незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и Мосжилинспекция.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Гнездо" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что в спорный период (с декабря 2017 года по 31 мая 2019 г.) собираемость по взносам на капитальный ремонт составила более 50 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент капитального ремонта города Москвы просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента капитального ремонта города Москвы и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители ТСЖ "Гнездо" и Мосжилинспекции в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта
Частями 1, 3 и 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4).
В соответствии с частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением
Согласно части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В силу части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку приказ издан Департаментом капитального ремонта города Москвы в связи с непогашением в установленный срок задолженности в фонд капитального ремонта, формируемый на специальном счете.
При этом судами принято во внимание, что издание приказа оставляет за собственниками право на изменение способа формирования фонда капитального ремонта в любое время на основании решения общего собрания собственников.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
Довод товарищества о том, что в спорный период (с декабря 2017 года по 31 мая 2019 г.) собираемость по взносам на капитальный ремонт составила более 50 процентов (54,79%), подлежит отклонению, поскольку на момент издания оспариваемого приказа задолженность по взносам на капитальный ремонт МКД составляла 39,58%.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2020 г. по делу N А40-1/20-121-9 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Гнездо" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В силу части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф05-6551/21 по делу N А40-1/2020