город Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-325217/2019-144-2414 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Орто Медикл Групп": Мозалевой Н.А. (дов. от 14.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Щеголева А.М. (дов. N 61-27/190 от 30.12.2020 г.);
рассмотрев 21 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г.
по делу N А40-325217/2019-144-2414
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орто Медикл Групп"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Орто Медикл Групп" (далее - ООО "Орто Медикл Групп", общество, заявитель) на территорию Российской Федерации ввезены медицинские изделия "обувь ортопедическая готовая (КОД ОКПД2 32.50.22.150) - обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых, на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из текстильных материалов, изготовитель Беркеманн" и "обувь ортопедическая малосложная для взрослых: сабо женские, ботинки женские, сабо мужские на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из фетра, изготовитель Беркеманн", по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД, декларации): N 10013160/040319/0036551 (товар N 4), N 10013160/020919/0341273 (товар N 3), N 10013160/120919/0360355 (товар N 12 и N 13). На добавочных листах к ГТД в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия: MIRKO 05710-XXX, ALLEGRA 05450-XXX; ALLEGRO 05550-XXX; ALLISSIA 05451-XXX в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
23 октября 2019 г. общество обратилось в Московскую областную таможню (далее - таможенный орган) о внесении изменений в декларации N 10013160/040319/0036551, N 10013160/020919/0341273, N 10013160/120919/0360355 с корректировками к указанным декларациям.
При этом заявителем были откорректированы следующие графы деклараций: в графе 33 кода товара изменен на код ТН ВЭД 9021101000 "приспособления ортопедические", в графе 36 "преференция" указан код классификатора льгот "ГП", что в соответствии с Классификатором по уплате таможенных платежей, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20 сентября 2010 г. N 378, подтверждает "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию протезно-ортопедических изделий"; в графе 44 "дополнительная информация" указаны документы и основания, подтверждающие льготы: ссылка на подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12632 от 19 декабря 2017 г. и декларация о соответствии РОСС DE.АЯ46.Д75710 от 02 февраля 2018 г. (сроком действия до 01 февраля 2021 г.); в графе 47 "исчисление платежей" в колонке "СП" (специфика платежа) указано "УН" (условно начислено) и суммы НДС, подлежащие возврату по каждой ГТД, "УМ" (платеж не уплачивается) - 0 руб.
В комплекте документов имелись документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС.
В обоснование льготы по оплате НДС к заявлению обществом представлены вступившие в законную силу судебные акты по делам N А40-55422/17-79-487, N А40-70778/18-154-806, N А40-289479/18-33-3165, которыми признаны незаконными отказы Московской областной таможни в части возврата НДС, начисленного в отношении медицинского изделия "Обувь ортопедическая готовая" по регистрационному удостоверению от 19 декабря 2017 г. N ФСЗ 2012/12632.
30 октября 2019 г. ООО "Орто Медикл Групп" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением (вх. N 30735 от 30 октября 2019 г.) о внесении изменений в таможенные декларации N 10013160/040319/0036551, N 10013160/020919/0341273, N 10013160/120919/0360355 о возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 1 503 951,69 руб., приложив подтверждающие документы.
В срок, установленный законодательством, таможенный орган не осуществил возврат уплаченного заявителем налога.
10 декабря 2019 г. общество повторно обратилось с заявлением аналогичного содержания (исх. N 12 от 28 октября 2019 г.).
29 декабря 2019 г. Московской областной таможней было принято решение об отказе в запрашиваемых действиях по ДТ N 10013160/020919/0341273 и N ДТ 10013160/120919/0360355, а по ДТ N 10013160/040319/0036551 таможенным органом указано на то, что в регистрации корректировки декларации на товары с мотивировкой "Резолюция ОНТиПТ: Не согласовано. Нарушений по классификации товаров не выявлено".
Считая свои права нарушенными, ООО "Орто Медикл Групп" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным решения от 29 декабря 2019 г. по ДТ N 10013160/020919/0341273, ДТ N 10013160/120919/0360355 и ДТ N 10013160/040319/0036551 и обязании Московскую областную таможню возвратить таможенные платежи в размере 1 503 951,69 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Московской областной таможни от 29 декабря 2019 г. по ДТ N 10013160/020919/0341273, ДТ N 10013160/120919/0360355 и ДТ N 10013160/040319/0036551. Суд обязал Московскую областную таможню возвратить ООО "Орто Медикл Групп" излишне взысканные денежные средства в размере 1 503 951,69 руб. в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Московская областная таможня просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, указывая на то, что оспариваемое решение соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы кассационной жалобы Представитель ООО "Орто Медикл Групп" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров является одновременное соблюдение следующих условий: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП (ОКПД 2) в Перечне N 1042.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ввезенный обществом спорный товар является медицинским изделием, ввоз которых освобожден от НДС, в то время как обществом уплачен НДС в размере 18%.
При этом судами принято во внимание, что обществом был представлен полный комплект документов, подтверждающий факт излишней уплаты НДС для принятия таможенным решения по возврату таможенных платежей в заявленном размере.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 г. по делу N А40-325217/2019-144-2414 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
...
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф05-4105/21 по делу N А40-325217/2019