г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-56300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "УК Спартаковский 2" - Путинцева П.Э. (представителя по доверенности от 16.01.2021),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперского А.С. (представителя по доверенности от 11.01.2021),
от Правительства Москвы - Макеевой И.А. (представителя по доверенности от 11.09.2020),
рассмотрев 20.04.2021 в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Правительства Москвы
на решение от 26.08.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22.12.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-56300/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Спартаковский 2"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Спартаковский 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), в котором с учетом принятых судом уточнений просило признать незаконными действия управления, выразившиеся в принятии решения о приостановлении государственного учета (уведомление) от 22.01.2020 N 77-0-1-88/3004/2020-27, решения от 03.03.2020 77-0-1-88/3004/2020-27 об отказе в снятии данного приостановления, решения от 30.06.2020 N 77/20-59128 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, и обязать управление внести запись в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о недействительности кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 в строении 1, владения 2 по Спартаковскому переулку города Москвы по состоянию на 01.01.2016 в сумме 446 349 999,74 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным судами по делу обстоятельствам.
В кассационной жалобе Правительство Москвы (далее - правительство) как лицо, не участвовавшее в деле, также просит отменить данные судебные акты.
В судебном заседании представители управления и правительства поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по доводам, изложенным в отзыве на них.
Изучив материалы дела, выслушав представителей управления, общества, правительства, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по кассационной жалобе управления и прекращения производства по кассационной жалобе правительства ввиду следующего.
Арбитражные суды указали, что общество являлось собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 - нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1, о чем 14.02.2014 в ЕГРН сделана запись N 77-77-11/001/2014-619.
В управление 19.05.2016 поступило заявление общества N 77/011/025/2016-775 о регистрации прекращении права собственности на данный объект недвижимости.
По заявлению общества объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 был снят с кадастрового учета 04.07.2016, сведения ЕГРН о нем переведены в статус "архивный".
Управление, как сочли суды, применило пункт 3 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП об увеличении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 до 446 349 999,74 рублей, в результате чего в ЕГРН была внесена запись о такой кадастровой стоимости объекта.
В управление 15.01.2020 поступило заявление общества, в котором общество просило изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 по состоянию на 01.01.2016.
Управлением 22.01.2020 вынесено уведомление о приостановлении государственного учета изменения кадастровой стоимости строения N 1, владения 2 по Спартаковскому переулку.
Общество 25.02.2020 направило в управление заявление с дополнительными документами от 25.02.2020 рег. N 77-0-1-88/3004/2020-321, а именно представило: копию решения Московского городского суда от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018, которым отменен пункт 3 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, и копию апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12.
Управлением 03.03.2020 принято решение об отказе в снятия приостановления, а также 30.06.2020 - решение N 77/20-59128 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, указав на не предоставление обществом доказательств, подтверждающих обоснованность требования об изменении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 в строении N 1, владения 2 по Спартаковскому переулку на 01.01.2016.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 увеличена и внесена в ЕГРН на основании недействующего нормативного акта, в связи с чем сведения ЕГРН о кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1596 в строении 1, владения 2 по Спартаковскому переулку в сумме 446 349 999,74 рублей являются недействительными.
Между тем согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости производится по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно данной норме Закона комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, установив недостоверность указанных сведений по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица (включая органы государственной власти), принимает решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, после чего заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функцию по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с первого января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114 (далее - Порядок) и предполагает совершение заказчиком работ действий по определению кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, и представление информации о произведенном определении кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, а также в орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости - для целей ее утверждения (пункты 3-4 Порядка).
Как следует из названных судебных актов, кадастровая стоимость принадлежащего обществу здания была определена в ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве".
Решением Московского городского суда от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018 признан недействующим исключительно пункт 3 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016, в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Вместе с тем измененные величины кадастровой стоимости объектов недвижимости, изложенные в пунктах 1.1-1.57 данного постановления (к кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости, предусмотренной пунктом 249319 таблицы 3.58, отсылает пункт 1.33 этого постановления) не признаны недостоверными или не подлежащими применению.
В связи с этим сами величины кадастровых стоимостей не подвергнуты сомнению. Величина кадастровой стоимости объекта недвижимости внесена в сведения ЕГРН на основании соответствующего решения комиссии.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежавшего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена, но в силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018 правовой акт правительства об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорному периоду.
Управлением 30.12.2019, по сути, было принято обоснованное решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что с заявлением об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, действительно, не представлен документ, подтверждающий изменение заявленной обществом характеристики. Решение Московского городского суда от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018 не могло рассматриваться в качестве такого документа.
Как правомерно отмечает управление, решение от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018 об оспаривании постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в части как нормативного правового акта не устанавливало кадастровую стоимость здания общества, подлежащую внесению в сведения ЕГРН в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности и пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем доводы общества и выводы судов о том, что управление обязано было корректировать кадастровую стоимость здания на основании данного судебного акта являются необоснованными.
Как следует из доводов общества, обращение в управление с упомянутым заявлением об изменении упомянутой кадастровой стоимости объекта недвижимости было связано с необходимостью разрешения вопросов налогообложения в отношении данного объекта.
При этом общество считало подлежащей применению ранее установленную кадастровую стоимость объекта в размере 56 521 214,21 руб. и полагало, что именно такая кадастровая стоимость должна была числиться в ЕГРН.
Между тем данная кадастровая стоимость объекта была признана недостоверной и не могла быть значится как актуальная в сведениях ЕГРН за 2016 год.
Что касается налогообложения, то вопросы о применении кадастровой стоимости объекта для целей налогообложения разрешены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления общества.
В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Для удовлетворения такой жалобы недостаточно того, что принятый судебный акт затрагивает интересы лица, не привлеченного к участию в деле. Необходимо, чтобы этот судебный акт был принят о правах и обязанностях заявителя жалобы как лица, не привлеченного к участию в деле.
Вопреки доводам кассационной жалобы правительства, несогласие правительством с обжалуемыми судебными актами само по себе не является основанием для вывода о том, что эти судебные акты приняты непосредственно о его правах и обязанностях.
В связи с этим производство по кассационной жалобе правительства подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 150, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по кассационной жалобе Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А40-56300/2020 прекратить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А40-56300/2020 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "УК Спартаковский 2" отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правомерно отмечает управление, решение от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018 об оспаривании постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в части как нормативного правового акта не устанавливало кадастровую стоимость здания общества, подлежащую внесению в сведения ЕГРН в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности и пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем доводы общества и выводы судов о том, что управление обязано было корректировать кадастровую стоимость здания на основании данного судебного акта являются необоснованными.
...
Что касается налогообложения, то вопросы о применении кадастровой стоимости объекта для целей налогообложения разрешены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-5999/21 по делу N А40-56300/2020