город Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А41-11023/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСЖ "Королёвские сосны": Деева А.А. (дов. N 01 от 14.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Михайлова Е.В. (дов. N 23-И от 26.05.2020 г.);
рассмотрев 22 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г.,
по делу N А41-11023/2020
по заявлению Товарищества собственников жилья "Королёвские сосны"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания от 10 февраля 2020 г. N 08ОГ/05-1680-15-5-2019,
УСТАНОВИЛ: на основании обращений граждан по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по многоквартирному дому, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Королев, ул. Пролетарская, д. 15/2, стр. 2 и в соответствии с распоряжением от 14 января 2020 г. N 08ОГ/05-1680-15-5-2019 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, административный орган) в отношении Товарищества собственников жилья "Королёвские сосны" (далее - ТСЖ "Королёвские сосны", товарищество, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в части правильности начисления платы за содержание жилого помещения по вышеуказанному многоквартирному жилому дому.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что товарищество в нарушение требований части 4 статьи 158, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), осуществляло начисление платы за содержание жилого помещения в период август - декабрь 2019 года по неутвержденному тарифу.
По результатам внеплановой документарной проверки административным органом составлен акт проверки от 10 февраля 2020 г. N 08ОГ/05-1680-15-5-2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
10 февраля 2020 г. Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" выдано ТСЖ "Королёвские сосны" предписание N 08ОГ/05-1680-15-5-2019 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которыми предписано в срок до 25 мая 2020 г. представить протокол общего собрания с утвержденным размером платы на содержание жилого помещения на 2019 год в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Требования) в случае непредставления протокола осуществить перерасчет платы за "содержание жилого помещения", в том числе за коммунальные услуги на общедомовые нужды по многоквартирному дому 15/2, стр. 2 по улице Пролетарская, городского округа Королев Московской области согласно категории многоквартирного дома и тарифу, утвержденному органом местного самоуправления в соответствующий период.
Считая свои права нарушенными, ТСЖ "Королёвские сосны" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным предписания от 10 февраля 2020 г. N 08ОГ/05-1680-15-5-2019 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г. решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 10 февраля 2020 г. N 08ОГ/05-1680-15-5-2019. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что плата за содержание и ремонт осуществлялась товариществом по неутвержденному тарифу - решение собственников об установлении ставки (тарифа) за содержание и ремонт отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТСЖ "Королёвские сосны" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно подпунктам 1 и 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что ТСЖ "Королевские сосны" является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости, расположенные по адресу: 141073, Московская область, г. Королев, ул. Пролетарская, д. 15/2, д. 15/2 строения 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, учрежденное на основании решения единственного собственника помещений в КП "Королевские Сосны" от 29 декабря 2010 г. N 1.
В соответствии с протоколом внеочередного собрания членов ТСЖ "Королевские сосны" от 01 февраля 2011 г. N 1 были утверждены размеры членских взносов, целевых платежей на обеспечение функционирования органов управления ТСЖ "Королевские сосны".
В последующем решениями собрания членов ТСЖ "Королевские сосны" размер платы корректировался.
Таким образом, при начислении платы за жилые помещения ТСЖ "Королевские сосны" действовало в соответствии с требованиями жилищного законодательства, и, следовательно, основания для начисление платы за "содержание жилого помещения" по утвержденному органом местного самоуправления тарифу у него отсутствовали.
Отклоняя доводы административного органа о том, что товарищество при начислении платы применяет тарифы, установленные в 2012 - 2013 годов для управляющей организации, со ссылкой на заключенный с ООО "Про-Экс" договор управления от 28 декабря 2015 г. N 2/КС (далее - договор N 2/КС), суд указал на то, что указанный договор заключен на основании решения правления товарищества от 08 ноября 2020 г. N 20, в соответствии с подпунктом 6 пункта 14.5 Устава Товарищества, согласно которому решение вопроса об управлении имуществом или заключение договоров управления имуществом относится к компетенции правления товарищества.
При этом пунктом 4.6.1 договора N 2/КС стороны определили, что размер платы утверждается общим собранием членов товарищества и оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору на основании протокола данного собрания. Размер платы действует до утверждения новой стоимости услуг.
В связи с тем, что данные условия договора N 2/КС не были соблюдены ООО "Про-Экс" и управляющая организация после заключения договора не приняла мер для утверждения размера платы на общем собранием членов товарищества, а дополнительное соглашение подписано не было, то на протяжении всего действия договора управления ООО "Про-Экс" применяло тарифы, согласованные условием договора.
Судом также принято во внимание, что из протокола N 1 общего собрания членов ТСЖ "Королевские сосны" от 14 декабря 2013 г. не следует, что указанная в нем стоимость услуг по управлению и содержанию согласована для управляющей организации.
Из объяснениям представителя товарищества следует, что управляющей организацией (ООО "Про-Экс") была предпринята попытка исполнить принятые на себя обязательства согласно подпункту 4.6.1. договора N 2/КС и согласовать плановую смету и тариф из расчета 68 руб., однако ни смета, ни тариф, предлагаемый управляющей организацией, согласован собственниками не был, о чем был составлен протокол N 4 общего собрания членов ТСЖ "Королевские сосны" от 09 июля 2018 г.
Судом также принято во внимание, что в отношении ООО "Про-Экс" Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области было вынесено предписание от 11 декабря 2018 г. N 08ОГ/05-1926-15-5-2018, которым предписано применять утвержденный на основании протокола N 1 общего собрания членов ТСЖ "Королевские сосны" от 14 декабря 2013 г. тариф в размере 56 руб. до утверждения нового тарифа на общем собрании.
Доказательства того, что расчет платы за содержание жилого помещения товариществом по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Пролетарская, д. 15/2, стр. 2, велся с нарушениями жилищного законодательства административным органом не представлено.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 г. по делу N А41-11023/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф05-3630/21 по делу N А41-11023/2020