г. Москва |
|
7 мая 2021 г. |
Дело N А40-134131/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 07.05.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" - Кольцовой О.Н. (представителя по доверенности от 11.01.2021),
от федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации" - Влахи Е.Г. (представителя по доверенности от 30.09.2020),
рассмотрев 29.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации"
на решение от 27.11.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.01.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-134131/2020
по заявлению федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации"
к федеральному государственному казенному учреждению здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации"
об оспаривании акта в части,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - госпиталь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - учреждение) о признании незаконным пунктов 16 и 17 Акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 29.04.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе госпиталь просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель госпиталя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель учреждения в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в целях проведения эпидемиологического расследования по случаям регистрации среди медицинских работников новой коронавирусной инфекции, установления причин и организации мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 в госпитале, в соответствии с распоряжением руководителя Департамента медицинского обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.04.2020 N 19/1633 в госпиталь был направлен заместитель начальника учреждения - начальник отдела организации планирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора подполковник медицинской службы Заволожин В.А., которым в период с 25.04.2020 по 29.04.2020 оказана методическая помощь в установлении причин и организации мероприятий по предупреждению распространения COVID-19, а также устранению выявленных нарушений.
В ходе расследования было учтено, что в госпитале выявлен очаг инфекционного заболевания с множественными случаями заболеваний новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В ходе проведения комиссионного обхода (осмотра) и оценки организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции в госпитале также были обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), способствующие формированию эпидемического очага.
По итогам проведенного эпидемиологического расследования составлен акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 29.04.2020 по форме установленной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2010 N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи".
В пункте 16 акта эпидемиологического расследования указаны нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), способствующие формированию эпидемического очага:
- не разработана и не согласована с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схема перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима" в соответствии с Методическими указаниями МУ 3.1.3260-15. "3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний. Методические указания", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.03.2015;
- не выделено строгих критериев "чистой" и "заразной" зон при перепрофилировании хирургического корпуса в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции в медицинских организациях", из-за чего персонал, в том числе врачебный снимает средства индивидуальной защиты в "заразных" зонах - коридоры, ординаторская и вспомогательные помещения между палатами 5-7 этажей хирургического корпуса, отсутствует разграничение "чистой" и "заразной" зон при переводе больных COVID-19 из инфекционного в хирургический корпус, средства индивидуальной медицинской защиты лифтеров осуществляющих подъем больных COVID-19 не обеззараживаются;
- не соблюдается разграничение "чистых" и "заразных" зон;
- в инфекционном отделении - персонал, сняв защитные костюмы на втором этаже через "зараженную" зону следовал в ординаторские;
- в приемном отделении хирургического корпуса - перевод больных из инфекционного отделения с подтвержденным диагнозом COVID-19 производится через "чистую" зону;
- врачебные консультации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в госпитале проводятся в инфекционном отделении в приемном боксе (N 14), где осуществляется прием больных COVID-19, при этом не исключен контакт с больными подозрительными на заболевание COVID-19, после консультации военнослужащие возвращаются обратно в батальон;
- при организации питания медицинского персонала, осуществляющего работу в инфекционном отделении, не исключен контакт с персоналом психиатрического отделения по пути в столовую.
Далее в пункте 17 Акта эпидемиологического расследования указаны санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по локализации и ликвидации очага, включая вопросы взаимодействия между различными учреждениями, муниципальными органами управления и др.:
- согласовать с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схемы перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима;
- ввести строгий противоэпидемиологический режим в отделениях госпиталя, где получают лечение больные с новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
- определить критерии "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов;
- запретить вход в "заразную" зону без средств индивидуальной защиты;
- проводить врачебные консультации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в госпитале в условиях батальона, в инфекционное отделение направлять только больных, нуждающихся в госпитализации (изоляции);
- организовать зонирование маршрута в столовую медицинских работников размещенных в психиатрическом отделении отдельно от персонала отделения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения госпиталя в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление госпиталя не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, оценив оспариваемые пункты акта, показания свидетеля, схемы расположения помещений госпиталя, пришли к выводу о том, что ординаторские и вспомогательные помещения медицинского персонала (которые относятся к "чистой зоне"), а также палаты пациентов, относящиеся к "заразной зоне" имеют выход в общий коридор, фактически допуская при этом пересечение работников медицинской организации, контактировавших с пациентами, зараженными COVID-19 и лиц не контактировавших с ними. Не определив строгих критериев "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов, не обеспечив запрет входа в "заразную" зону без средств индивидуальной защиты и допуская проход военнослужащих через и мимо помещений "заразной" зоны, руководство госпиталя не выполнило требования не только Методических указаний, но и требования Приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н. Доказательства того, что на момент проведения контрольных мероприятий госпиталем была разработана и согласована с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схема перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима" в соответствии с Методическими указаниями в материалы дела не представлено.
При этом суды отметили, что госпиталь обязан обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством требований по выполнению противоэпидемиологических мероприятий и принять необходимые меры, направленных на обеспечение сохранности здоровья военнослужащих, в том числе, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 33, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Санитарных правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63, Методических указаний Роспотребнадзора от 24.03.2015 МУ 3.1.3260-15. "Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний", письма Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях".
Суды также приняли во внимание, что на дату рассмотрения дела по существу 51 военная прокуратура гарнизона выдала госпиталю представление от 30.06.2020 N 2/1916 об устранении нарушений закона, которым было отмечено, что выявленные нарушения требований законодательства при определенных обстоятельствах могут способствовать повышению количества зараженных коронавирусной инфекцией среди личного состава госпиталя и ухудшению эпидемиологической ситуации.
В этом представлении прокурор потребовал от руководства госпиталя принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и организовать работу по безусловному и эффективному проведению противоэпидемиологических мероприятий по противодействию новой коронавирусной инфекции в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из ответа начальника госпиталя на представление 51 военной прокуратуры следует, что все недостатки, указанные в представлении, устранены, в том числе, разработан план-схема перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима, в перепрофилированных отделениях хирургического корпуса были выделены "чистые" и "заразные" зоны. План-схемы перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима также разработаны и подготовлены на отправку для согласования с органом, осуществляющим государственные санитарно-эпидемиологический надзор.
Вопреки мнению госпиталя, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, применении норм материального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы госпиталя, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований полагать, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях 51 военной прокуратуры (гарнизона), вопреки мнению госпиталя, не имеется.
Из доводов кассационной жалобы, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А40-134131/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление госпиталя не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, оценив оспариваемые пункты акта, показания свидетеля, схемы расположения помещений госпиталя, пришли к выводу о том, что ординаторские и вспомогательные помещения медицинского персонала (которые относятся к "чистой зоне"), а также палаты пациентов, относящиеся к "заразной зоне" имеют выход в общий коридор, фактически допуская при этом пересечение работников медицинской организации, контактировавших с пациентами, зараженными COVID-19 и лиц не контактировавших с ними. Не определив строгих критериев "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов, не обеспечив запрет входа в "заразную" зону без средств индивидуальной защиты и допуская проход военнослужащих через и мимо помещений "заразной" зоны, руководство госпиталя не выполнило требования не только Методических указаний, но и требования Приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н. Доказательства того, что на момент проведения контрольных мероприятий госпиталем была разработана и согласована с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схема перевода отделений госпиталя для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима" в соответствии с Методическими указаниями в материалы дела не представлено.
При этом суды отметили, что госпиталь обязан обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством требований по выполнению противоэпидемиологических мероприятий и принять необходимые меры, направленных на обеспечение сохранности здоровья военнослужащих, в том числе, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 33, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Санитарных правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63, Методических указаний Роспотребнадзора от 24.03.2015 МУ 3.1.3260-15. "Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний", письма Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-8957/21 по делу N А40-134131/2020