город Москва |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А41-31227/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Балахчи А.Л., доверенность от 07.11.2019;
от заинтересованного лица: Ефимова О.В., доверенность от 30.12.2020;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 29 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИП Бахмата Р.П. с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 26 октября 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 февраля 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-31227/20
по заявлению ИП Бахмата Р.П.
об оспаривании решения
к Администрации городского округа Серпухов Московской области,
третьи лица: Минмособлимущество, Мособлархитектура, КУИ Администрации городского округа Серпухов Московской области, ОАО "РЖД", АО "Мособлгаз",
УСТАНОВИЛ:
ИП Бахмат Р.П. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 04.03.2020 N Р001-9872904600-33596214 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования "для строительства и размещения магазина", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Новые Кузьменки, об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить предпринимателю в собственность указанный земельный участок и о взыскании денежных средств за неисполнение судебного акта (судебную неустойку) в размере 10.000 руб. за каждый день неисполнения решения суда с первого дня после истечения месячного срока на добровольное исполнение решения суда и по день его фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минмособлимущество, Мособлархитектура, КУИ Администрации городского округа Серпухов Московской области, ОАО "РЖД" и АО "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Бахмат Р.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 11.11.2013 между администрацией и предпринимателем на основании протокола о результатах торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка заключен договор аренды, предметом которого является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Новые Кузьменки, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для строительства и размещения магазина". Срок аренды земельного участка установлен с 11.11.2013 по 10.11.2016.
На момент проведения аукциона и заключения указанного договора аренды спорный земельный участок не имел обременений, поскольку правила землепользования и застройки указанной территории не были утверждены.
18.01.2017 администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор N 2634 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для строительства и размещения магазина", расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Новые Кузьменки. Срок аренды земельного участка установлен с 11.11.2016 по 10.11.2019.
30.12.2018 вступил в законную силу Закон Московской области от 14.12.2018 N 220/2018-ОЗ "Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области" (далее - Закон N 220/2018-ОЗ).
Согласно статье 3 Закона N 220/2018-ОЗ, органы местного самоуправления городского округа Серпухов являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений Серпуховского муниципального района.
После окончания строительства магазина 29.10.2019 Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор N 181-П-3-2022 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель обязался предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования "для строительства и размещения магазина", расположенный по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Новые Кузьменки, а арендатор обязался принять земельный участок по акту приема-передачи. Настоящий договор заключен на срок с 01.11.2019 по 31.10.2022.
На земельном участке имеется объект недвижимого имущества, принадлежащий арендатору на праве собственности согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную регистрацию права 18.02.2019 (запись регистрации права N 50:32:0040102:373-50/032/2019-1).
В марте 2020 года арендатор обратился в орган местного самоуправления с вопросом о выкупе земельного участка.
04.03.2020 в адрес предпринимателя письмом N 1.1.21/1555исх администрация направила отказ в предоставлении государственной услуги от 26.02.2020 N 34-О.
Считая отказ администрации незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суды правомерно исходили из соответствия обжалуемого решения администрации требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Суды констатировали, что из смысла указанных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости. Орган местного самоуправления не вправе препятствовать предпринимателю в реализации предоставленных законом прав.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений.
Распоряжением Минмособлимущества от 19.01.2017 N 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов (далее - Временный порядок).
Судами установлено, что в целях надлежащего рассмотрения поступившего заявления, во исполнение требований вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией собран необходимый пакет документов, в том числе получено из Мособлархитектуры заключение об оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, которое направлено в межведомственную комиссию Минмособлимущества для принятия решения.
26.02.2020 Сводным заключением Минмособлимущества N 34-О согласован отказ в предоставлении услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, в собственность без проведения торгов".
Отказывая в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", администрация исходила из того, что согласно заключению Мособлархитектуры земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Новые Кузьменки, согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области 26.07.2019 N 9/56, расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта: Обычная, Региональная, I, Симферопольское шоссе, площадь пересечения: 436 кв.м, процент пересечения - 72,7 %; в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (путепроводы), путепровод: подъездной путь Курское направление МЖД и Старосимферопольское шоссе, площадь пересечения - 600 кв.м, процент пересечения - 100 %.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в зоне минимально допустимых расстояний до объектов магистральной сети газоснабжения.
Суды отметили, что указанные сведения подтверждаются также актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040102:244, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Новые Кузьменки, от 21.02.2020, составленным комиссией в составе заместителя председателя и главного специалиста Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области.
Согласно пункту 4.4 Временного порядка, решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех дней с момента его принятия и размещения карточки проекта с решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в протоколе модуля.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300), к которым в том числе относятся:
- подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1 Перечня N 1300),
- нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6 Перечня N 1300).
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, как правомерно отметили суды, наличие на спорном земельном участке подземного газопровода, размещаемого без предоставления земельного участка, в силу статей 27 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации не препятствует приобретению земельного участка в собственность предпринимателя.
Между тем, судами установлено, что спорный земельный участок относится к землям, изъятым из оборота.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Доводы предпринимателя об отсутствии в материалах дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040102:244 предоставлен для нужд организаций автомобильного и железнодорожного транспорта, обоснованно отклонены судами, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта: Обычная, Региональная, I, Симферопольское шоссе; в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (путепроводы), путепровод: подъездной путь Курское направление МЖД и Старосимферопольское шоссе, что подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области об ограничении оборотоспособности спорного земельного участка.
Как обоснованно отметили суды, то обстоятельство, что в кадастровом паспорте и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного земельного участка отсутствуют обременения, связано с тем, что на момент проведения аукциона и заключения указанного договора аренды, правила землепользования и застройки указанной территории не были утверждены.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа является, в том числе расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Распоряжением Минмособлимущества от 26.12.2018 N 15ВР-1814 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
В пункте 13 Административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Суды правомерно заключили, что указанные обстоятельства в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ненормативно-правового акта незаконным.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы предпринимателя о необходимости администрации обратиться в Мособлархитектуру с ходатайством об исправлении ошибки в графических программах (картах) со ссылкой на решение Серпуховского городского суда Московской области по делу N 2-2108/2019 обоснованно отклонены судами, поскольку указанное решение не может иметь преюдициальное значение для настоящего дела, так как предметом спора по указанному делу являлся снос самовольной постройки, а предприниматель не являлся участником указанного дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2021 года по делу N А41-31227/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Бахмата Р.П. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа является, в том числе расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
...
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2021 г. N Ф05-8761/21 по делу N А41-31227/2020