г. Москва |
|
7 мая 2021 г. |
Дело N А40-83928/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2021.
Полный текст постановления изготовлен 07.05.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" - Киреевой М.Г. (представителя по доверенности от 10.20.2021),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Озеровой Н.А. (представителя по доверенности от 07.10.2020),
рассмотрев 29.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
на решение от 03.11.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.01.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-83928/2020
по заявлению акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление) от 23.04.2020 N 038/191/20 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов обстоятельствам рассмотрения управлением дела об административном правонарушении, неполное их исследование судами. По доводам жалобы, управлением соблюден порядок привлечения к административной ответственности, существенного нарушения прав общества при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, оснований для иных выводов у судов, по мнению управления, не имелось.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, пояснил, что рассмотрение управлением дела об административном правонарушении неоднократно переносилось управлением в целях обеспечения обществу возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении; с учетом предстоящего истечения срока давности привлечения общества к административной ответственности при отложении рассмотрения дела об административном правонарушении обществу было предложено участвовать в его рассмотрении с использованием системы видеоконференц-связи, однако данная возможность обществом не реализована; в связи с этим не имеется, по мнению управления, оснований для вывода о нарушении управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
По вопросу о технической возможности участия общества в рассмотрении дела об административном правонарушении с использованием системы видеоконференц-связи представитель управления сослался на то, что общество в данный период активно участвовало в закупках, подавая заявки.
Дополнительно представитель управления пояснил, что обществу указывалось на необходимость представления документов, подтверждающих финансовое положение общества, однако общество такие документы так и не представило, ограничиваясь лишь ходатайствами о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении и о признании совершенного административного правонарушения малозначительным.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, пояснил, что общество отказалось от предложенного управлением рассмотрения дела об административном правонарушении с использованием системы видеоконференц-связи по техническим причинам, поясняя по вопросам о том, что мешало обществу приобрести камеру и микрофон и участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении с использованием такой системы, указал, что использование видеоконференц-связи являлось технически сложным для общества. Также пояснил, что документы о финансовом положении общества, которое общество было лишено возможности представить, по утверждению общества, управлению при рассмотрении дела об административном правонарушении, общество также не представило и судами первой и апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что решением управления от 26.04.2019 N 038/377/19 общество признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах.
По данному факту постановлением управления от 23.04.2020 N 038/191/20 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что принятие управлением оспариваемого постановления 23.04.2020 является существенным нарушением, лишившим общество возможности реализовать предоставленные законом права.
При этом суды исходили из Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", а также постановление Главного государственного врача по Иркутской области от 05.04.2020 N 39, которым установлено, что все лица, прибывавшие на территорию Иркутской области из Москвы и Санкт-Петербурга, подлежали изоляции на срок 14 календарных дней со дня прибытия.
Как установили суды, общество направило в управление ходатайство об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого было отказано.
Между тем в соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, что указанные нарушения носит существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которыми данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Следовательно, по смыслу данного разъяснения вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкурентном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении урегулирован статьей 29.7 КоАП РФ.
По доводам жалобы, материалы административного дела N 038/04/14.32-161/2020 содержат доказательства, подтверждающие неоднократное надлежащее извещение общества о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела. Управлением рассмотрены заявленные обществом ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, и о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, и приняты решения об отказе в удовлетворении заявленных ходатайств.
По мнению управления, общество намеренно не представляло каких-либо новых документов по делу, в том числе документов, подтверждающих финансовое положение лица за 2019 год, требование по представлению которых было установлено в определениях управления. При этом, как утверждает управление, отказ должностного лица управления, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении в удовлетворении ходатайства общества об отложении рассмотрения дела не может быть признан нарушающим право общества на защиту, поскольку документы относительно финансового положения лица и иные обстоятельства, указывающие на наличие смягчающих по делу обстоятельства, могли быть представлены обществом в управлении на протяжении достаточно продолжительного периода времени с даты возбуждения дела 03.02.2020 и непосредственно по дату рассмотрения дела 22.04.2020.
Также управление утверждает, что управлением в определении от 15.04.2020 N 038/666/20 установлена возможность участия представителя общества в рассмотрении дела N 038/04/14.32-161/2020 путем видеоконференцсвязи, однако данная возможность обществом не реализована.
В связи с этим управление полагает, что в рассматриваемом случае имеет место быть ситуация, при которой общество в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в полной мере обладало возможностью реализации своих законных прав, при этом обществом совершались действия по затягиванию рассмотрения дела, что указывает на злоупотребление обществом своих прав с целью уклонения от привлечения к административной ответственности.
Рассматривая спор, суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции данные обстоятельства не проверили и не оценили в соответствии с требованиями АПК РФ. При этом суды в обжалуемых судебных актах, указывая на существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, не привели мотивы, по которым они отклонили названные утверждения управления, вопрос о том, насколько обоснованно общество отказалось от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении с использованием системы видеоконференц-связи, не рассмотрели.
Суд округа также исходит из того, что закон не ограничивает лиц, участвующих в деле об административном правонарушении в выборе способов защиты своих прав, способов участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Ссылка общества на пункт 2 Порядка использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и пересмотре решений и (или) предписаний территориального антимонопольного органа, утвержденного приказом ФАС России от 27.04.2017 N 569/17, отклоняется хотя бы потому, что управление не отказывало обществу в участии рассмотрения дела об административном правонарушении с использованием системы видеоконференц-связи исходя из отсутствия технической возможности по использованию такой системы, а напротив, предложило обществу такой способ участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А40-83928/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды, общество направило в управление ходатайство об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого было отказано.
Между тем в соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении урегулирован статьей 29.7 КоАП РФ.
...
Ссылка общества на пункт 2 Порядка использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и пересмотре решений и (или) предписаний территориального антимонопольного органа, утвержденного приказом ФАС России от 27.04.2017 N 569/17, отклоняется хотя бы потому, что управление не отказывало обществу в участии рассмотрения дела об административном правонарушении с использованием системы видеоконференц-связи исходя из отсутствия технической возможности по использованию такой системы, а напротив, предложило обществу такой способ участия в рассмотрении дела об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2021 г. N Ф05-8594/21 по делу N А40-83928/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8594/2021
02.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67968/2021
22.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83928/20
07.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8594/2021
20.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68670/20
03.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83928/20