город Москва |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А40-152216/2020-122-1027 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "ТКМ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 г.,
по делу N А40-152216/2020-122-1027
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТКМ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2191 от 06 августа 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве (далее - ИФНС России N 1 по г. Москве, налоговый (административный) орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТКМ" (далее - ООО "ТКМ", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт нарушения обществом установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и Правилами представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819 (далее - Правила).
Так, ООО "ТКМ" за четвертый квартал 2019 года не представлен отчет о движении средств по счету (вкладу) N KZ66722SB00000047259, открытому в банке KASPI BANK, BIC или CODE (S.W.I.F.T) CASPKZKA (Казахстан), за пределами территории Российской Федерации.
На основании полученных данных 27 июля 2020 г. ИФНС России N 1 по г. Москве в отношении ООО "ТКМ" составлен протокол об административном правонарушении N 770120200727-1.
Постановлением ИФНС России N 1 по г. Москве от 06 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении N 2191 ООО "ТКМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ТКМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 1 по г. Москве о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТКМ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, ссылаясь на не применение судами положений статьи 2.9, части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью или замены административного штрафа на предупреждение с учетом признания факта совершения административного правонарушения и его устранением. Указано также на то, что ранее общество к административной ответственности за совершение аналогичного (однородного) административного правонарушения не привлекалось, а допущенное нарушение не привлекло каких-либо негативных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 1 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Законом о валютном регулировании определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона).
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
В силу пункта 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с пунктом 5 Правил подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Пунктом 7 Правил установлено, что подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.
К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, надлежащим образом заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае необходимости по запросу налоговых органов представляется перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Действия, связанные с несоблюдением установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушением установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушением установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомлением в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ТКМ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку обществом не представлены отчеты о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ООО "ТКМ" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки ООО "ТКМ" на исполнение им обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании, по предоставлению в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку отсутствие подтверждающих документов по движению средств на счете в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и подлежащих представлению в налоговый орган, свидетельствует о неподтверждении резидентом движения средств по счету за отчетный период, возможному сокрытию обществом части денежных операций и неисполнением своих обязанностей, возложенных на него валютным законодательством Российской Федерации.
Что касается довода о снижении административного штрафа, то определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
При рассмотрении настоящего дела судами таких обстоятельств не установлено. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 г. по делу N А40-152216/2020-122-1027 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТКМ" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Ссылки ООО "ТКМ" на исполнение им обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании, по предоставлению в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку отсутствие подтверждающих документов по движению средств на счете в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и подлежащих представлению в налоговый орган, свидетельствует о неподтверждении резидентом движения средств по счету за отчетный период, возможному сокрытию обществом части денежных операций и неисполнением своих обязанностей, возложенных на него валютным законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2021 г. N Ф05-5760/21 по делу N А40-152216/2020