город Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А40-108939/20-33-810 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Центр-Инвест": Паламарчук В.Г. (дов. N 20190315-01 от 15.03.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 13 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Центр-Инвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г.,
по делу N А40-108939/20-33-810
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северо-Восточном административном округе города Москвы
о признании незаконным предписания от 02 июня 2020 г. N 30-00108-01,
УСТАНОВИЛ: в период с 30 апреля 2020 г. по 02 июня 2020 г. на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве) от 24 апреля 2020 г. N 01-30-00049 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест" (далее - ООО "Центр-Инвест", общество, заявитель) по адресу: г. Москва, Путевой проезд, д. 13, стр. 1, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2020 год, утвержденном Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенному на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.
В ходе проведения проверки должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северо-Восточном административном округе города Москвы (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы) выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 02 июня 2020 г. N 01-30-00049.
В связи с выявленными нарушениями Управлением Роснотребнадзора по г. Москве выдано обществу предписание от 02 июня 2020 г. N 30-00108-01, которым обществу предписано в срок до 01 сентября 2020 г. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, а именно:
разработать программу производственного контроля в ООО "Центр-Инвест" в соответствии с осуществляемой деятельностью согласно требованиям СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
обеспечить проведение дополнительных мероприятий по дератизации на эксплуатируемой территории в соответствии с требованиями СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" и представить в ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы (г. Москва, ул. Бажова, д. 8) документы, подтверждающие проведение работ по обследованию и оценке состояния объектов с целью учета численности грызунов, определению заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния, определению объемов дератизации, контролю эффективности проведенных мероприятий;
разработать Программу производственного контроля качества воды в ООО "Центр-Инвест" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды";
согласовать разработанную Программу производственного контроля качества воды в ПАО "БКСМ" в ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы;
организовать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, в соответствии с разработанной Программой производственного контроля качества воды в ООО "Центр-Инвест". Обеспечить своевременное внесение результатов лабораторных исследований и испытаний качества воды в журнал контроля качества воды.
Считая свои права нарушенными, ООО "Центр-Инвест" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве и ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы о признании указанного предписания незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Центр-Инвест" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки в части нарушения срока извещения общества о начале проведения проверки.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представитель ООО "Центр-Инвест" принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Управления Роспотребнадзора по г. Москве и ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Центр-Инвест", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 11, 19, 24, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", пунктами 1.5, 2.3, 2.6, 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктами 2.4, 4.1, 4.2, 4.5,4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", пунктами 3, 5, 20 постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом при наличии законных оснований и является исполнимым.
При этом судами принято во внимание, что оспариваемое предписание выдано обществу в целях устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.
Отклоняя доводы общества о нарушении Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы положений Закона N 294-ФЗ при проведении проверки в части нарушения срока извещения общества о начале проведения проверки, суды указали на то, что приведенные заявителем положения закона соблюдены административным органом при проведении проверки.
Так, срок проведения проверки был установлен распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 24 апреля 2020 г. N 01-30-00049 в период с 30 апреля 2020 г. по 02 июня 2020 г.
Уведомление о проведении проверки от 24 апреля 2020 г. N 30-02625 с приложением копии вышеуказанного распоряжения было направлено ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы в адрес общества (140000, Московская обл., г. Люберцы, ул. Транспортная, д. 2) до начала проведении проверки (внутрироссийский почтовый идентификатор 12912846007905).
Согласно информации, размещенной на сайте АО "Почта России", указанное определение было вручено ООО "Центр-Инвест" 06 мая 2020 г., при этом 29 апреля 2020 г. стоит отметка о неудачной попытке вручения.
Проверочные мероприятия в отношении общества согласно акту проверки от 02 июня 2020 г. N 01-30-00049 проведены в период с 20 мая 2020 г. по 02 июня 2020 г.
Доказательств того, что при проведении проверки должностными лицами были допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок ООО "Центр-Инвест" не представило.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 г. по делу N А40-108939/20-33-810 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Центр-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 11, 19, 24, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", пунктами 1.5, 2.3, 2.6, 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктами 2.4, 4.1, 4.2, 4.5,4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", пунктами 3, 5, 20 постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом при наличии законных оснований и является исполнимым.
При этом судами принято во внимание, что оспариваемое предписание выдано обществу в целях устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.
Отклоняя доводы общества о нарушении Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы положений Закона N 294-ФЗ при проведении проверки в части нарушения срока извещения общества о начале проведения проверки, суды указали на то, что приведенные заявителем положения закона соблюдены административным органом при проведении проверки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-10087/21 по делу N А40-108939/2020