г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-86506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Ворониной Е.Ю., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - Кононова Д.Д. дов. от 20.11.2020 N 207/5/Д/106
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев 18 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 октября 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 02 февраля 2021 года,
в деле по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая
компания "Центр"
к Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское
территориальное управление имущественных отношений" Министерства
обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО "УК "Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании 505 371 руб. 66 коп. основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.07.2015 по 30.06.2018, 129 314 руб. 90 коп. пени за просрочку платежа за период 01.10.2015 по 11.11.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года решение от 21 октября 2020 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Истцом представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Возражения на кассационную жалобу приобщены судом к материалам дела с учетом заблаговременности направления отзыва в адрес ответчика и третьего лица.
Истец и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания "Центр" приступило с 01.03.2015 к обслуживанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Нахимова, дом N 7, в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя N 89- РП от 26.02.2015 "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя".
В дальнейшем, в связи с тем, что собственниками помещений многоквартирного дома был избран способ управления многоквартирным домом, а также выбрана управляющая компания, ГУПС "УК "Центр" приступило к управлению данным многоквартирным домом.
26.01.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - ООО "УК "Центр" (истец).
В соответствии с лицензией N 143 от 22.02.2018 об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Нахимова, дом N 7 находится в управлении ООО "УК "Центр" с 01.11.2018.
В соответствии распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность", перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, являющимся приложением к поименованному распоряжению, недвижимое имущество военного городка N116, расположенное по адресу г. Севастополь, пр. Нахимова, 7, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
Во исполнение указанного распоряжения был составлен Акт приема-передачи имущества от 25.03.2015 между Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России (принимающая сторона). Передаточный акт подписан 25.03.2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2018 по делу N А84-2992/2018 с ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "УК "Центр" взыскана сумма задолженности в размере 505 371 руб. 66 коп., а также пени в размере 129 314 руб. 90 коп.
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В связи с вышеизложенным, истцом заявлено требование в порядке субсидиарной ответственности к ответчику о взыскании денежных средств.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 123.22, 214, 296, 309, 310, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, установив, что в связи с отсутствием денежных средств у основного должника, а также в связи с тем, что Министерство обороны РФ является учредителем должника, и на основании положений ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника, на основании ст. 120 Гражданского кодекса РФ, следует, что Российская Федерация в лице Министерства обороны в данном случае несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2018 по делу N А84-2992/2018 с ФГКУ "Крымское ТУИО" в пользу ООО "УК "Центр" взыскана сумма задолженности в размере 505 371, 66 руб., а также пени в размере 129 314, 90 руб.; решение суда третьим лицом не исполнено, при этом со стороны истца выполнены все возможные мероприятия по взысканию задолженности с основного должника - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру и правомерно удовлетворили исковые требования в заявленном размере.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям подлежат отклонению, с учетом выводов, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 1880/12, согласно которым начало течения срока исковой давности для предъявления требования к собственнику имущества учреждения, являющемуся субсидиарным должником, следует исчислять исходя из даты предъявления исполнительного листа к основному должнику и срока, установленного законом для удовлетворения требования по исполнительному листу.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года по делу N А40-86506/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям подлежат отклонению, с учетом выводов, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 1880/12, согласно которым начало течения срока исковой давности для предъявления требования к собственнику имущества учреждения, являющемуся субсидиарным должником, следует исчислять исходя из даты предъявления исполнительного листа к основному должнику и срока, установленного законом для удовлетворения требования по исполнительному листу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2021 г. N Ф05-9296/21 по делу N А40-86506/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9296/2021
04.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58502/2021
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9296/2021
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71172/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-86506/20