город Москва |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А40-86506/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2020 года по делу N А40-86506/20
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ИНН 9204568260, ОГРН 1189204000457)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
третье лицо: ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика представитель не явился, извещен,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Центр" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 505 371 руб. 66 коп. основного долга за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 01.07.2015 по 30.06.2018, а также о взыскании 129 314 руб. 90 коп. пени за просрочку платежа за период 01.10.2015 по 11.11.2018.
Третьим лицом к участию в деле привлечено ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, ФГКУ "Крымское ТУИО" и Минобороны России подали апелляционные жалобы.
Минобороны России в своей апелляционной жалобе просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска, поскольку материалами дела не доказан факт невозможности исполнения должником своих обязательств.
Апелляционная жалоба ФГКУ "Крымское ТУИО" мотивирована истечением срока исковой давности по требованиям, возникшим до 24.05.2017.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания "Центр" приступило с 01 марта 2015 года к обслуживанию многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Севастополь, пр. Нахимова, дом N 7, в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя N 89-РП от 26 февраля 2015 года "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя".
В дальнейшем, в связи с тем, что собственниками помещений многоквартирного дома был избран способ управления многоквартирным домом, а также выбрана управляющая компания, ГУПС "УК "Центр" приступил к управлению данным многоквартирным домом.
26 января 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - ООО "УК "Центр" (Истец).
В соответствии с Лицензией N 143 от 22 февраля 2018 года об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Нахимова, дом N 7 находится в управлении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" с 01 ноября 2018 года.
В соответствии распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность", Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - Учреждение), являющимся приложением к поименованному распоряжению, недвижимое имущество военного городка N 116, расположенное по адресу г. Севастополь, пр. Нахимова, 7, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
Во исполнение указанного распоряжения был составлен Акт приема-передачи имущества от 25.03.2015 между Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (принимающая сторона).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными, участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, которое является территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483 право Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Передаточный акт подписан 25.03.2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Севастополя от 06.12.2018 по делу N А84-2992/2018 с Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу ООО "УК "Центр" взыскана сумма задолженности в размере 505 371,66 рублей, а также пени в размере 129 314,90 руб.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как субсидиарный должник, имеет задолженность перед ООО "УК "Центр" за предоставленные услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома в заявленном размере.
Письменная претензия об оплате спорной задолженности, ответчиком не исполнена.
В связи с неоплатой ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" в пользу истца взысканной по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда г. Севастополя от 06.12.2018 по делу N А84-2992/2018 задолженности, а также неоплатой указанной задолженности субсидиарным должником - Минобороны России в установленные сроки, истцом заявлены настоящие исковые требования.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ч. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы Минобороны Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, от имени которого выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета.
Собственником имущества Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация, имущество учреждения является федеральной собственностью, а органом, осуществляющим полномочия в отношении учреждения, и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда г. Севастополя от 06 декабря 2018 года (Дело N А84-2992/2018) с Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу ООО "УК "Центр" взыскана сумма задолженности в размере 505371,66 рублей, а также пеня в размере 129314,90 рублей.
После получения исполнительного листа по делу N А84-2992/2018 со стороны ООО "УК "Центр" было проведено ряд мероприятий по принудительному исполнению указанного выше решения Арбитражного суда г. Севастополя.
Так, 05 июля 2019 года ООО "УК "Центр" направило в адрес Управления Федерального казначейства по городу Севастополю заявление о принудительном исполнении решения Арбитражного суда г. Севастополя от 06 декабря 2018 года (исх. 5438). Уведомлением от 10 июля 2019 года со стороны Управления Федерального казначейства по городу Севастополю в адрес ООО "УК "Центр" было сообщено, что Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не имеет расчетных счетов в данном управлении.
23 июля 2019 года со стороны ООО "УК "Центр" исполнительный лист был направлен в адрес Отдела судебных приставов по Ленинскому району ЦФССП России по городу Севастополю (исх. N 6008). Постановлением от 06 августа 2019 года было отказано в возбуждении исполнительного производства, по причине нарушения требований п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно, в связи с тем, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
14 августа 2019 года со стороны ООО "УК "Центр" исполнительный лист был направлен в адрес Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по южному военному округу" (исх. N 6738). В принудительном исполнении было отказано, в связи с тем, что Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не находится на финансовом обеспечении данного учреждения.
В дальнейшем, ООО "УК "Центр" обратилось в адрес Министерства обороны Российской Федерации (исх. N 7967 от 18 сентября 2019 года) за разъяснением, в части порядка исполнения решения Арбитражного суда г. Севастополя от 06 декабря 2018 года. Со стороны Министерства обороны Российской Федерации было дано разъяснение, что исполнение решения возможно через орган Федерального казначейства по месту открытия счета должника.
Кроме того, со стороны ООО "УК "Центр" исполнительный лист также предъявлялся в Финансово-экономическое управление Черноморского флота (исх. N 7966 от 18 сентября 2019 года). Исполнительный лист возвращен в адрес взыскателя без каких-либо пояснений.
06 августа 2020 года ООО "УК "Центр" обратилось в адрес Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Севастополя (исх. N 327/ю) с запросом о предоставлении информации о наличии открытых на имя Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России расчетных счетов в каких-либо банковских учреждениях. В ответе от 11 августа 2020 года сообщено в адрес ООО "УК "Центр", что такие сведения не поступали.
При таких обстоятельствах, со стороны истца выполнены все возможные мероприятия по взысканию задолженности с основного должника, третьего лица по данному делу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Суд отклоняет довод заявителя жалобы об истечении срока исковой давности по требованиям, возникшим до 24.05.2017.
Согласно выводам, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 1880/12, начало течения срока исковой давности для предъявления требования к собственнику имущества учреждения, являющемуся субсидиарным должником, следует исчислять исходя из даты предъявления исполнительного листа к основному должнику и срока, установленного законом для удовлетворения требования по исполнительному листу.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, до момента неисполнения судебного акта основным должником (казенным учреждением) привлечь главного распорядителя к субсидиарной ответственности нельзя, а срок исковой давности течь не может.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2020 года по делу N А40-86506/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86506/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9296/2021
04.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58502/2021
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9296/2021
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71172/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-86506/20