город Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-81286/20-17-598 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГКОУ МО НШДС N 737: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: Маначинского П.О. (дов. N 03/СЕ/6479 от 03.07.2018 г.);
от третьего лица ООО ЧОО "Стандарт": не явились, извещены;
рассмотрев 19 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного УФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г.,
по делу N А40-81286/20-17-598
по заявлению Государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области начальная школа - детский сад N 737 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконными решения и предписания от 26 марта 2020 г. по делу N 50/06/10250эп/20,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Стандарт",
УСТАНОВИЛ: 26 марта 2020 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Стандарт" (далее - ООО ЧОО "Стандарт", общество, третье лицо) на действия (бездействие) заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области начальная школа - детский сад N 737 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ГКОУ МО НШДС N 737, учреждение, заказчик, заявитель) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения оператором электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной торговой площадки) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны по охране объектов и имущества учреждения (номер извещения 0348200063120000006) (далее - конкурс), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - комиссия) принято решение по делу N 50/06/10250эп/20 о признании жалобы ООО ЧОО "Стандарт" обоснованной (пункт 1 решения); в действиях заказчика установлено нарушение части 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 2 решения).
Пунктами 3 и 4 решения установлено выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3 решения) и материалы дела от 26 марта 2020 по делу N 50/06/10250эп/20 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях (пункт 4 решения).
На основании указанного решения Московским областным УФАС России выдано предписание от 26 марта 2020 г. по делу N 50/06/10250эп/20 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в соответствии с которым предписано заказчику отменить протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта от 17 марта 2020 г. N ПОК1, составленный при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса (пункт 1); оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком пункта 1 предписания (пункт 2); заказчику, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26 марта 2020 по делу N 50/06/10250эп/20 (пункт 3).
Пунктами 5 и 6 предписания установлен порядок и сроки его исполнения.
Считая свои права нарушенными, ГКОУ МО НШДС N 737 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России о признании недействительными решения и предписания от 26 марта 2020 г. по делу N 50/06/10250эп/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО ЧОО "Стандарт".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение и предписание Московского областного УФАС России от 26 марта 2020 г. по делу N 50/06/10250эп/20. Суд обязал Московское областное УФАС России устранить нарушение прав и законных интересов ГКОУ МО НШДС N 737. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Московское областное УФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на отсутствие у заказчика оснований для отказа от заключения контракта, поскольку общество представило документы о подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Московского областного УФАС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ГКОУ МО НШДС N 737 и ООО ЧОО "Стандарт" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Московского областного УФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок и условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках определены в статье 30 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), осуществляется 01 августа 2016 г.
Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно, начиная с 10 сентября 2016 г.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 04 октября 2017 г. N 24-04-08/64779 "О рассмотрении обращения" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352).
Постановлением N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), в соответствии с пунктом пункта 14(1) которого при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами б и в пункта 4 Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в следующих случаях отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Реестре или непредставление указанными лицами декларации; несоответствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства
При осуществлении закупок в случае несоответствия сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, сведениям, содержащимся в Реестре, заказчиком используются сведения, содержащиеся в Реестре (пункт 14(2) Положения).
В письме Федеральной налоговой службы от 08 августа 2017 г. N ГД-4-14/15554 "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" указано на недопустимость подтверждения территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют положениям действующего законодательства, поскольку действия заказчика по принятию решения об отказе от заключения контракта с участником закупки - ООО ЧОО "Стандарт" соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку при проверке сведений об участнике в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было установлено, что данные по участнику отсутствуют.
При этом судами установлено, что из протокола подведения итогов от 16 марта 2020 г. N 0348200063120000006 "Услуги охраны по охране объектов и имущества учреждения" следует, что конкурсная комиссия, рассмотрев представленные заявки, пришла к выводу о том, что при прочих равных условиях победителем открытого конкурса является ООО ЧОО "Стандарт".
17 марта 2020 г. заказчиком был принят протокол отказа от заключения контракта с ООО ЧОО "Стандарт", в связи с установлением недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме согласно пункту 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 раздела VI "Информационной карты открытого конкурса в электронной форме" участником закупки может быть только лицо, являющееся субъектом малого и среднего предпринимательства.
Поставщик обязан предоставить декларацию о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между тем, ООО ЧОО "Стандарт" задекларировало принадлежность к малому предпринимательству документом на бланке организации.
При проверке сведений об участнике в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было установлено, что данные по участнику отсутствуют, следовательно, сведения, предоставленные обществом, были признаны заказчиком недостоверными.
По состоянию на дату рассмотрения заявок сведения об ООО ЧОО "Стандарт" в названном реестре отсутствовали.
Отсутствие информации об участнике закупки в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также недостаточность данных для отнесения его к субъектам субъектов малого и среднего предпринимательства, является достаточным основанием для признания участника закупки предоставившим недостоверную информацию.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что несоответствие сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, сведениям, содержащимся в реестре, заказчиком используются сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, при отсутствии сведений о таком участнике в реестре, заказчик принимает решение об отказе от заключения контракта с участником закупки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г. по делу N А40-81286/20-17-598 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют положениям действующего законодательства, поскольку действия заказчика по принятию решения об отказе от заключения контракта с участником закупки - ООО ЧОО "Стандарт" соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку при проверке сведений об участнике в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было установлено, что данные по участнику отсутствуют.
При этом судами установлено, что из протокола подведения итогов от 16 марта 2020 г. N 0348200063120000006 "Услуги охраны по охране объектов и имущества учреждения" следует, что конкурсная комиссия, рассмотрев представленные заявки, пришла к выводу о том, что при прочих равных условиях победителем открытого конкурса является ООО ЧОО "Стандарт".
17 марта 2020 г. заказчиком был принят протокол отказа от заключения контракта с ООО ЧОО "Стандарт", в связи с установлением недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме согласно пункту 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2021 г. N Ф05-9234/21 по делу N А40-81286/2020