г. Москва |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А40-151818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Чимрова С.Н., по доверенности от 20.08.2020;
от заинтересованного лица: Киселева Н.Н., по доверенности от 18.09.2020;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 24 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2020,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021
по заявлению ООО "СПК-Строй"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1) ФГКУ "4 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть 6897, г. Балашиха)"; 2) ФГКУ "1 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации", 3) акционерное общество "Сбербанк-АСТ"
об оспаривании решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПК-СТРОЙ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным Решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 14.08.2020 N КГОЗ-235/20 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части п. 2, п. 3, п. 4; признании недействительным Предписание комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 14.08.2020 года N КГОЗ-235/20 по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "4 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть 6897, г. Балашиха)", ФГКУ "1 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации", акционерное общество "Сбербанк-АСТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 заявленные обществом требования удовлетворены, судом признаны недействительными пункты 2, 3, 4 резолютивной части решения и предписание ФАС России полностью от 14.08.2020 по делу N КГОЗ-235/20.
В кассационной жалобе Федеральная антимонопольная служба просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, в соответствии с которым отказать обществу в удовлетворении требований.
Несогласие с оспариваемыми судебными актами обусловлено неправильным применением судами Закона о контрактной системе, в частности статей 4, 33, 64, 65 Закона.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на основании части 5 статьи 158 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2021 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью Кузнецова В.В.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы представитель ответчика настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, представитель общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, даны пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что 04.08.2020 Оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" проведен электронный аукцион, номер извещения 0373100047320000016, на выполнение подрядных работ по капитальному строительству объекта: "Строительство комплекса зданий военного городка (IV очередь) войсковой части 3178, г. Балашиха-15, Московская область (Административное здание с наземным переходом к хирургическому корпусу, реконструкция 3-го этажа хирургического корпуса, медицинский газификатор)" (1 этап и 2 этап строительства (без немонтируемого оборудования, мебели, инвентаря в административном здании) (В рамках ГОЗ)" (далее - объект).
Участниками электронного аукциона являлись: ООО "СПК-СТРОЙ", ООО "СТРОЙТРЕСТ-22", ООО "СТРОЙДЕМСЕРВИС".
Протоколом N 0373100047320000016-3 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 05.08.2020 Единая комиссия по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) решила признать победителем аукциона ООО "СПК-СТРОЙ".
Участник электронного аукциона ООО "СТРОЙДЕМСЕРВИС", не согласившись с решением Единой комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обратилось 07.08.2020 с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Регламента, Комиссия ФАС России рассмотрела жалобу на действия Оператора электронной площадки и провела внеплановую проверку всей закупки и приняла единое решение по делу N КГОЗ-235/20.
Жалоба ООО "СТРОЙДЕМСЕРВИС" признана необоснованной (п. 1 Решения). В указанной части Решение N КГОЗ-235/20 Заявителем не оспаривается.
Между тем, как следует из п. 2 Решения N КГОЗ-235/20 ФАС признала в действиях Уполномоченного учреждения (Федеральное государственное казенное учреждение "1 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть 6888. г. Москва) нарушение ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которое выразилось в неразмещении Уполномоченным учреждением проектной документации по строительству объекта в ЕИС.
На основании Решения N КГОЗ-235/20 14.08.2020 Комиссией ФАС выдано Предписание N КГОЗ-235/20, согласно которому Уполномоченному учреждению предписано аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить государственный контракт.
Заявитель, полагая Решение N КГОЗ-235/20 от 14.08.2020 года в части п. 2.,п.3, п. 4, а также Предписание N КГОЗ-235/20 от 14.08.2020 года незаконными и необоснованными, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 33, 59, 65 Закона о контрактной системе, в совокупности с Порядком пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок", пришли к выводу о наличии условий для удовлетворения требований заявителя и исходили из того, что обязанность опубликования в ЕИС проектной документации законом не регламентирована и не оговорена.
Судами изложено, что проектная документация является частью Документации об электронном аукционе, в описание объекта закупки не включается, форма включения проектной документации в Документацию об электронном аукционе законодательно не урегулирована.
Судами отмечено, что Mail.ru, где Уполномоченным учреждением размещена проектная документация по объекту, является поисковой системой, следовательно, возможность получения информации размещенной в ЕИС в помощью поисковой системы (Mail.ru), предусмотрена в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 и не может являться нарушением Закона о контрактной системе. Норма права, запрещающая хранение информации, размещенной в ЕИС в поисковых системах, в том числе mail.ru, Комиссией ФАС не указана.
Учитывая изложенное, судами сделан вывод о том, что, проектная документация размещена Уполномоченным учреждением в ЕИС в составе Документации об электронном аукционе, путем предоставления всем участникам закупки возможности бесплатного неограниченного доступа для ознакомления.
Суд первой инстанции в решении также указал, что в этом же периоде была размещена аналогичная закупка извещение N 0373100047320000015 на выполнение подрядных работ по объекту капитального строительства: "Реконструкция семейного общежития N 2 под многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, шоссе Энтузиастов вл. 2, стр. 286, в/ч 3111" по которой комиссией ФАС проведена внеплановая проверка.
По результатам проверки нарушений при размещении закупки нарушений не установлено, а именно в единой информационной системе документации о таком аукционе в сроки указанные в пункте 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Кассационный суд отмечает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в определенные сроки одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пп. 1 п. 1 ст. 64 Закона).
Согласно правилу, изложенному в пп. 8 п. 1 ст. 33 Закона документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
По смыслу данной нормы при закупке указанных работ проектная документация обязательно должна включаться в документацию о закупке. При этом особо оговорено, что включение проектной документации следует расценивать как описание объекта.
Судами установлено, что в извещении о проведении аукциона указано о выполнении подрядных работ по капитальному строительству объекта. Следовательно, заказчик обязан был разместить проектную документацию размещает в единой информационной системе.
Кассационный суд полагает, что требование закона о включении проектной документации в документацию о закупке направлено на то, чтобы участники закупки имели полную и ясную картину объекта закупки.
Требование об обязательности размещения информации в единой информационной системе направлено на обеспечение открытости прозрачности закупок, полноты и достоверности информации (статья 7 Закона о контрактной системе).
Учитывая это, кассационный суд считает, что размещение заказчиком проектной документации в облачном хранилище Mail.ru, не соответствует ни букве закона, ни духу закона.
Как правильно указал податель кассационной жалобы, облачное хранилище данных представляет собой модель онлайн-хранилища, в котором хранятся данные на серверах, предоставляемых в пользование клиентам. Последние имеют возможность загрузки файлов, их удаления, изменения содержания файлов. Следовательно, размещение проектной документации в облачном хранилище позволяет лицу, имеющему доступ к соответствующему домену, бесконтрольно вносить в проектную документацию изменения на любом этапе закупки без соблюдения требований Закона о контрактной системе, что противоречит принципам открытости и прозрачности (статья 7 Закона) и правилам хранения данных в рамках отношений в сфере закупок (статья 4 Закона).
Учитывая это, кассационный суд пришел к выводу о том, что у судов не было оснований для удовлетворения заявления о признании недействительными решения и предписания Комиссии ФАС России.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 287 АПК РФ кассационный суд, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, то следует отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым отказать ООО "СПК-Строй" в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А40-151818/2020 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления ООО "СПК-Строй".
Взыскать с ООО "СПК-Строй" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проверки нарушений при размещении закупки нарушений не установлено, а именно в единой информационной системе документации о таком аукционе в сроки указанные в пункте 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
...
В соответствии с п. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в определенные сроки одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
...
По смыслу данной нормы при закупке указанных работ проектная документация обязательно должна включаться в документацию о закупке. При этом особо оговорено, что включение проектной документации следует расценивать как описание объекта.
...
Требование об обязательности размещения информации в единой информационной системе направлено на обеспечение открытости прозрачности закупок, полноты и достоверности информации (статья 7 Закона о контрактной системе)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2021 г. N Ф05-7801/21 по делу N А40-151818/2020