г. Москва |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А41-32884/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Администрации городского округа Красногорск Московской области - Кулешова Е.К., представитель по доверенности от 30 апреля 2021 года;
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Скляр Е.А., представитель по доверенности от 24 ноября 2020 года;
от акционерного общества "Агрокомплекс Горки-2" - извещено, представитель не явился;
от иных третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 02 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области на решение от 23 декабря 2020 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 19 марта 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-32884/20,
по заявлению Администрации городского округа Красногорск Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
третьи лица: акционерное общество "Агрокомплекс Горки-2", Главное управление культурного наследия Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года, отказано в удовлетворении искового заявления Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:54.
Не согласившись с выводами судов, администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ТУ Росимущества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы Красногорского района Московской области от 22 января 2003 года N 62/1 утверждены границы земельного участка площадью 127,80 га, предоставляемого в аренду ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" для производства сельскохозяйственной продукции.
На основании указанного постановления на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:54 площадью 1278000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для производства сельскохозяйственной продукции.
Между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" заключен договор аренды от 20 сентября 2006 года N 12214-Z.
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, земельный участок передан арендатору.
Из выписки ЕГРН следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:54 является Российская Федерация, в связи с чем администрация обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Пункт 2 этой же статьи определяет, что зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Согласно статьи 26.1 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ музеем-заповедником признается музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 приложения 1 постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности являются объекты историкокультурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального значения относится - Музей-усадьба "Архангельское", Красногорский район, п/о Архангельское.
Приказом Минкультуры России от 01 сентября 2016 года N 1995 "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское) и утверждении границ их территории" установлено, что объекты, составляющие Ансамбль усадьбы "Архангельское" относятся к федеральной собственности, в приложении N 2 к данному приказу содержится описание границ территории объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское).
Постановлением Правительства МО от 30 мая 2001 года N 156/18 утверждены границы территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района. Постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства МО от 26 мая 2020 года N 282/15, которым установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века" и режим использования земель и земельных участков в границах зоны охраняемого природного ландшафта ОКН.
Установив, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:54 полностью входит в территорию памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", охранную зону такого памятника истории и культуры, суды пришли к выводу, что земельный участок в силу закона правомерно находится в собственности Российской Федерации, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года по делу N А41-32884/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минкультуры России от 01 сентября 2016 года N 1995 "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское) и утверждении границ их территории" установлено, что объекты, составляющие Ансамбль усадьбы "Архангельское" относятся к федеральной собственности, в приложении N 2 к данному приказу содержится описание границ территории объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское).
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2021 г. N Ф05-12376/21 по делу N А41-32884/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12376/2021
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12376/2021
19.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2331/2021
23.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-32884/20