г. Москва |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А40-102542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Кочеткова А.А., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца - Девятайкин Д.П. дов. N Д-800 от 07.12.2020
от ответчика - Чащина Е.П. дов. от 23.04.2021
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев 08 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 08 октября 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 января 2021 года,
в деле по иску Акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика
капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании 2 086 182 руб. 36 коп. задолженности.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "Управление заказчиком КС Минобороны России", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года решение от 08 октября 2020 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв приобщен судом к материалам дела с учетом заблаговременности направления отзыва в адрес ответчика и третьего лица.
Третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 11.12.2015 между Минобороны России (государственным заказчиком) и АО "ГУОВ" (генпроектировщиком) заключен государственный контракт N 1516187377582090942000000 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, согласно которому государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения работ и контроль за выполнением работ, а генпроектировщик - разработку градостроительной документации в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, выполнение обследований, проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки проектной документации, разработку проектной документации и рабочей документации для строительства объекта (пункт 2.1 Контракта).
В целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от имени государственного заказчика решения во взаимоотношениях с генпроектировщиком, государственный заказчик согласно пункту 2.5 контракта передал исполнение части своих функций Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", именуемое по Контракту "Заказчик".
Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций государственного заказчика несет государственный заказчик.
Цена контракта установлена пунктом 4.1 и составляет 41 723 647 руб. в том числе НДС.
Государственный заказчик в рамках условий контракта выплатил генпроектировщику аванс в размере 33 378 917 руб. 60 коп., что подтверждается платежными поручениями.
Генпроектировщик сдал, а государственный заказчик принял работы на сумму 33 378 917 руб. 60 коп. (подтверждается справками по форме КС-3).
В соответствии с пунктом 9.2 контракта приемка работ по контракту производится заказчиком (ФКП "Управление заказчиком КС Минобороны России").
Согласно пункту 9.3 контракта заказчик, получивший от генпроектировщика документацию, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения приступает к приемке работ. Принятие работ подтверждается подписанием акта о приемке выполненных работ. Акт о приемке выполненных работ этапа работ "проектная документация" подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Акты о приемке выполненных работ подписываются при условии предоставления генпроектировщиком исполнительной сметы. При обнаружении заказчиком в ходе приемки работ или отдельных этапов работ по контракту недостатков в выполненной работе, заказчик отказывается от подписания акта приемки выполненных работ, сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень недостатков (недоделок) и сроки их устранения генпроектировщиком. При отказе (уклонении) генпроектировщика от подписания указанного акта, в нем делается отметка об этом, и такой акт считается подписанным со стороны генпроектировщика (пункт 9.5 контракта).
Так, генпроектировщик направил в адрес заказчика (сопроводительное письмо от 25.10.2018 N исх-19806) необходимую для приемки и оплаты документации, оформленную в соответствии с условиями контракта.
В рамках контракта получено положительное заключение государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации (далее - ГЭ МО РФ) от 25.05.2017 N 77-1-4-0112-17.
После разработки рабочей документации была откорректирована проектная документация, которая повторно получила положительное заключение ГЭ МО РФ от 08.11.2018 N 77-1-2-0221-18.
Данный факт указывает на то, что генпроектировщик выполнил работы по контакту в полном объеме и с надлежащим качеством.
Генпроектировщик в полном объеме выполнил работы по разработке проектной и рабочей документации, что подтверждается письмом от 08.11.2018 исх. N 20751, в котором Генпроектировщик известил заказчика о выполнении работ.
Со стороны заказчика были подписаны акты приемки-передачи документации от 08.11.2018 N 24/15-37-4 и N 24/15-37-5.
Письмом от 20.02.2019 N исх-2927 генпроектировщик направил акты выполненных работ по объекту (шифр 3-24/15-37) на сумму 2 086 182 руб. 36 коп.
Генпроектировщиком от заказчика получено письмо вх-5247 от 05.03.2019 об отказе в передаче актов выполненных работ государственному заказчику ввиду того, что данный Контракт исключен из бюджетного финансирования Минобороны России.
Претензий по объему, качеству и срокам выполненных генпроектировщиком работ от заказчика не поступало.
Ответчиком обязательства по оплате в полном объеме не исполнены, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 2 086 182 руб. 36 коп., которую истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 702, 711, 746, 753, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями, изложенными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, установив факт выполнения работ истцом и сдачи их ответчику в лице представителя заказчика (третьего лица), а также отсутствии доказательств своевременной оплаты выполненных работ.
Судами установлено, что отказ в оплате связан исключительно со снятием контракта с бюджетного учета Минобороны России; каких-либо замечаний, касающихся объема и качества выполненных работ, ответчик либо третье лицо в адрес АО "ГУОВ" не направляли, ввиду чего работы считаются выполненными надлежащим образом, с надлежащим качеством.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71,пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они не могут быть положены в основание изменения или отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года по делу N А40-102542/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года решение от 08 октября 2020 года оставлено без изменения.
...
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 702, 711, 746, 753, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями, изложенными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, установив факт выполнения работ истцом и сдачи их ответчику в лице представителя заказчика (третьего лица), а также отсутствии доказательств своевременной оплаты выполненных работ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2021 г. N Ф05-8022/21 по делу N А40-102542/2020