город Москва |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А40-316450/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: от Минтранса России: Коновалов Д.В., доверенность от 16.12.2020; от ФБУ "Росавтотранс": представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 15 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Альбатрос"
на решение от 04 сентября 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 января 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-316450/19
по заявлению ООО "Альбатрос"
об оспаривании действий
к ФБУ "Росавтотранс", Минтрансу России,
третье лицо: ИП Радчук В.И.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альбатрос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФБУ "Росавтотранс", Минтрансу России о признании незаконным решения об изменении маршрута 501 "АВ "Щербинки" г. Нижний Новгород - АВ 2 "Центральный" г. Чебоксары", номер в реестре 52.21.015, в котором перевозчиком выступает ИП Радчук В.И.; и о возложении на ФБУ "Росавтотранс" обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Альбатрос".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП Радчук В.И. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Альбатрос" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, заинтересованное лицо - ФБУ "Росавтотранс" и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица - Минтранса России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в настоящее время регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной Федеральным законом N 220-ФЗ компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной Федеральным законом N 220-ФЗ компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт, в том числе, выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включен маршрут общества "г. Чебоксары - г. Нижний Новгород" с регистрационным номером 21.52.003.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (далее - реестр остановочных пунктов).
В связи с этим, свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок оформляются только на те маршруты, в расписаниях которых все остановочные пункты зарегистрированы в реестре остановочных пунктов.
Судами установлено, что расписанием маршрута 21.52.003 предусмотрены остановочные пункты, до настоящего времени не зарегистрированные в реестре остановочных пунктов - "пов. с. Белавка", "пов. с. Семьяны", "АС р.п. Воротынец", "пов. с. Чугуны", "пов. с. Варганы" "пов. с. Белозериха", "пов. с. Работки", "АС г. Кстово", в связи с чем, свидетельство и карты маршрута на указанный маршрут не оформлялись.
Каких-либо заявлений об изменении маршрута "г. Чебоксары - г. Нижний Новгород" от общества не поступало.
В свою очередь, предприниматель обратился в ФБУ "Росавтотранс" с заявлением об изменении маршрута "г. Нижний Новгород - г. Чебоксары" (регистрационный номер 52.21.015).
Минтрансом России принято решение от 23.08.2019 N К-25/1768-ВН-АС об изменении указанного маршрута.
Маршруты 52.21.015 предпринимателя и 21.52.003 общества включают в себя общие остановочные пункты в городах Нижний Новгород и Чебоксары.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 220-ФЗ, если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Так, соответствующие значения разницы во времени отправления установлены приказом Минтранса России от 24.01.2018 N 27 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ" (далее - Приказ N 27).
Суды указали, что разница в расписаниях, меньшая, чем это указано в Приказе N 27, допускается при наличии соответствующего согласования в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Суды обоснованно отметили, что при суммарной протяженности совпадающего пути следования транспортных средств 240 км разница во времени отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов на маршрутах предпринимателя и общества должна быть не менее 30 минут.
Также суды установили, что по имеющейся информации, в соответствии с требованиями Приказа N 27, предприниматель к заявлению об изменении маршрута "г. Нижний Новгород - г. Чебоксары" представил согласования в письменной форме от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, ФБУ "Росавтотранс" и Минтранс России действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда о том, что отказ от иска, заявленный обществом, не подлежал рассмотрению судом апелляционной инстанции, так как поступил в судебный состав после окончания судебного заседания.
Согласно пункту 3.1.1 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (далее - Инструкция), поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается экспедицией и регистрируется в группе регистрации подразделения делопроизводства. Поступившая корреспонденция, как правило, передается из экспедиции в группу регистрации в день поступления, но не позднее первой половины следующего рабочего дня (пункт 3.1.7 Инструкции). После регистрации все документы и дела передаются по реестру специалистами делопроизводства помощнику судьи/специалисту судебного состава или делопроизводителю подразделения (пункт 3.1.17 Инструкции).
Направление отказа от иска в день судебного заседания не является заблаговременным и не соответствует нормам процессуального права об обязанностях участвующих в деле лиц по своевременному совершению определенных процессуальных действий (статьи 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд указал, что в канцелярии суда отказ от иска зарегистрирован 11.01.2021, без нарушения требований Инструкции, в связи с чем не мог поступить судье, рассматривающему делу, заблаговременно.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по делу N А40-316450/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Альбатрос" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отметили, что при суммарной протяженности совпадающего пути следования транспортных средств 240 км разница во времени отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов на маршрутах предпринимателя и общества должна быть не менее 30 минут.
Также суды установили, что по имеющейся информации, в соответствии с требованиями Приказа N 27, предприниматель к заявлению об изменении маршрута "г. Нижний Новгород - г. Чебоксары" представил согласования в письменной форме от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, ФБУ "Росавтотранс" и Минтранс России действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ.
...
Согласно пункту 3.1.1 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (далее - Инструкция), поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается экспедицией и регистрируется в группе регистрации подразделения делопроизводства. Поступившая корреспонденция, как правило, передается из экспедиции в группу регистрации в день поступления, но не позднее первой половины следующего рабочего дня (пункт 3.1.7 Инструкции). После регистрации все документы и дела передаются по реестру специалистами делопроизводства помощнику судьи/специалисту судебного состава или делопроизводителю подразделения (пункт 3.1.17 Инструкции)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2021 г. N Ф05-9572/21 по делу N А40-316450/2019