• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2021 г. N Ф05-11955/21 по делу N А40-41170/2020

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в обоснование заявленных требований истец указывает, что в связи с принятием Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2018 N 2221 "Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес, Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области", вступившего в законную силу 12.02.2019 года, для участков (Л-1, Л-2, Л-3) было запрещено размещение объектов капитального и некапитального строительства, ограничены права истца, как собственника земельного участка с разрешенным использованием для размещения домов индивидуальной жилой застройки, приобретенного по договору купли-продажи от 11.01.2019. При расчете требования истец исходил из того, что кадастровая стоимость названного участка, согласно справке ФКП Росреестра по Костромской области от 02.10.2019 года составляет 10.112.285 рублей, при том, что рыночная стоимость по результатам произведенной оценки по состоянию и в ценах на дату проведения оценки - 13 декабря 2018 года составляет 10.900.000 рублей, в то время как стоимость земельного участка в результате установленных ограничений по состоянию и в ценах на дату проведения оценки 13 декабря 2018 года составляет 1.400.000 рублей. Таким образом, размер убытков был определён разницей между рыночной ценой земельного участка, установленной без учета и с учетом установленных ограничений его использования. Приказом Минкультуры России N 418, Минрегиона России N 339 от 29.07.2010 "Об утверждении перечня исторических поселений" город Плес был включен в перечень исторических поселений Российской Федерации. Приказом Минкультуры России от 26.12.2014 N 2450 "Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области" были утверждены границы территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области. С момента издания Приказа N 2450 его положения необходимо учитывать при определении условий проведения градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, обеспечении сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов в границах территории Исторического поселения. Приказом Минкультуры России от 14.12.2018 N 2221 "Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области" утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территории Исторического поселения, а также требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории Исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны Исторического поселения. Приказ N 2221 разработан в соответствии с п. 6 ст. 59 Федерального закона N 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1095 "Об утверждении требований к определению границ территории исторического поселения" и приказом Минкультуры России от 12.06.2016 N 1604 "Об утверждении порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах". Проект Приказа N 2221 был размещен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет с 12.04.2018 по 11.05.2018. Экспертные замечания на проект приказа не поступили. При этом земельный участок с кадастровым номером 44:08:052601:321 подпадает под регулирование требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области и входит в территорию регламентных участков Л-3. Территория регламентных участков Л-3 является территорией, не подлежащей застройке, устанавливаются на природных территориях в пределах бассейна видимости для обеспечения целостности восприятия ландшафта левобережья в панорамных раскрытиях. В границах участков Л-3 разрешается: ведение хозяйственной деятельности в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков; осуществление природо-охранных и природо-восстановительных мероприятий, проведение работ по защите рельефа от естественного разрушения; капитальный ремонт, реконструкция и строительство подземных объектов инженерной инфраструктуры и воздушных линий электропередач до 10 кВ; капитальный ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог местного значения; устройство ограждений из жердей (слег). При этом земельный участок был выставлен на публичные торги по продаже имущества Горского И. М. (сообщение N 3186846 от 08.11.2018). Положение о продаже имущества посредством повторного публичного предложения гражданина Горского И.М., находящегося в залоге АО "Россельхозбанк" и изменения к Положению, утверждены залоговым кредитором АО "Россельхозбанк" (сообщения N 2911855 от 01.08.2018 и N 3182098 от 02.11.2018). Указанным положением и изменениями к нему была определена начальная цена продажи имущества посредство публичного предложения, которая составила 1.896.129 рублей. Публичные торги по продаже имущества Горского И. М. были признаны состоявшимися (сообщение N 3270966 от 03.12.2018), договор купли-продажи был заключен с Васильевым Е.Г. по цене 1.630.671 руб.

Вместе с тем, суд верно установил, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, находится в защитной зоне объекта культурного наследия, в границах которой запрещается строительство объектов капитального строительства, установленный запрет на капитальное строительство является следствием установления границ территории объекта культурного наследия и защитной зоны.

При этом суд верно отметил, что в связи с установленными ограничениями использования земельного участка отсутствует возможность осуществить на земельном участке строительство капитальных объектов, что повлекло уменьшение рыночной стоимости земельного участка.

Таким образом, суд в обжалуемых актах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также руководствуясь положениями ст.ст. 15, 393 ГК РФ, пришел к правильному выводу о том, что истец не представил в материалы дела доказательств того, что в связи с приобретением спорного земельного участка с ограниченным использованием ему были причинены убытки как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды, поскольку, приобретая земельный участок, истец, как добросовестный участник гражданских правоотношений, не мог не знать о вводимых ограничениях в отношении использования земельного участка, так как данные об этом были заблаговременно опубликованы в установленном законом порядке, что также отразилось на цене приобретенного земельного участка, поскольку она была существенно снижена по сравнению с ранее установленной рыночной стоимостью того же земельного участка."