г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А40-102716/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Горшковой М.П., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Орлов А.В. по дов. N Д-112 от 09.04.2021
от ответчика: Федоровская А.С. по дов. от 23.04.2021
от третьего лица: не явка,
рассмотрев 17 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "ГУОВ"
на решение от 17.12.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02.03.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
в деле по иску АО "ГУОВ"
к Минобороны России
третье лицо: ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности в размере 14 132 541 руб. по государственному контракту от 27.04.2016 N 1617187375862090942000000.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представленный ответчиком отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда кассационной инстанции третье лицо не участвовало, заявлений об участии в онлайн-заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не направляло, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, а также соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между Минобороны России (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт от 27.04.2016 N 1617187375862090942000000, в соответствии с которым государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Согласно п. 3.1 контракта его цена составляет 92 992 318 руб.
Срок выполнения работ установлен разделом 5 контракта и определен как:
- дата начала выполнения работ - дата вступления контракта в силу;
дата окончания работ:
- по разработке проектной документации, градостроительной документации - 30.06.2016;
- получение положительного заключения государственной экспертизы Минобороны России - 20.07.2016;
- разработка рабочей документации - 25.08.2016;
- выполнение строительно-монтажных работ - 29.08.2016;
- подписание итогового акта приемки выполненных работ - 31.01.2017.
В соответствии с п. 2.5 контракта государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 контракта, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") (заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, заказчик действует от имени государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций государственного заказчика несет государственный заказчик.
Согласно п. 13.1.10 контракта генподрядчик предоставляет заказчику первичные учетные документы, а также исполнительную документацию на выполненные работы, оформленные должным образом, с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 (двадцать пятого) числа текущего (отчетного) месяца.
В соответствии с п. 13.1.11 контракта заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения указанных документов рассматривает их и направляет генподрядчику подписанные со своей стороны по 1 (одному) экземпляру указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ с перечнем необходимых к устранению недостатков, замечаний и сроков их устранения. Генподрядчик обязан за собственный счет устранить недостатки и замечания в работах в указанный для их устранения срок, а если такой срок не установлен, то в течение 10 (десяти) дней с момента обнаружения соответствующих недостатков и замечаний.
В силу пункта 13.1.12 контракта государственный заказчик осуществляет проверку и оформление поступивших от заказчика документов в течение 2 (двух) рабочих дней, не считая дня их поступления, после чего, при отсутствии замечаний производит их оплату или дает мотивированный отказ от оплаты.
В обоснование исковых требований АО "ГУОВ" ссылается на то, что 26.04.2019 истцом в адрес ответчика была направлена необходимая для приемки и оплаты работ документация, которая заказчиком не была принята, мотивированный отказ от подписания не предоставлен. Претензий по объему и качеству выполненных истцом работ по объекту от заказчика также не поступило. На основании изложенного, по мнению истца, за Минобороны России образовалась задолженность за выполненные и не принятые работы в размере 14 132 541 руб.
Согласно условиям контракта (п.п. 2.1, 5.2, 8.2.6, 8.2.7, 8.2.11 - 8.2.13, 8.2.20, 10.2 контракта, п.п. 1.8, 2.1, 2.11 раздела 23 контракта) возможность приемки строительно-монтажных работ по контракту напрямую зависит от выполнения генподрядчиком обязанности по разработке проектной и рабочей документации (включая смету).
Суды, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 702, 709, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что в нарушение условий контракта и действующего законодательства проектная документация надлежащего качества истцом в полном объеме не разработана, положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства не получено, рабочая документация не разработана, что препятствовало приемке работ.
По результатам рассмотрения представленной истцом сметной документации (исх. N 19913 от 09.11.2017) выданы замечания, в связи с превышением согласованной цены ТМУ (от 17.11.2017), которые истцом не устранены.
В связи с длительным неисполнением обязательств по контракту (с июля 2016 года) государственным заказчиком принято решение о расторжении контракта.
Проект соглашения о расторжении контракта направлен в адрес истца 05.04.2019.
Судами установлено, что на дату расторжения контракта государственным заказчиком оплачено выполнение работ на сумму 74 393 853,37 руб.
Представленные 29.04.2019 акты приемки выполненных работ, возвращены истцу 22.07.2019 в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
При этом, суды правомерно отклонили ссылку истца на подписание акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, поскольку указанный акт не может служить подтверждением стоимости работ по контракту в заявленном истцом размере ввиду того, что не содержит ссылок на стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает отказ в удовлетворении исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 65, 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 года по делу N А40-102716/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
М.П. Горшкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 702, 709, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что в нарушение условий контракта и действующего законодательства проектная документация надлежащего качества истцом в полном объеме не разработана, положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства не получено, рабочая документация не разработана, что препятствовало приемке работ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июня 2021 г. N Ф05-8285/21 по делу N А40-102716/2020