город Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А41-35543/20 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - Мособлкомцена
на решение от 03 декабря 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 19 февраля 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А41-35543/20
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании постановления
к Мособлкомцену,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Мособлкомцену (далее - комитет) о признании незаконным постановления от 27.05.2020 N АР-6/06-03-2020 по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомцен обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением заместителя председателя комитета от 27.05.2020 по делу N АР-6/06-03-2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. за нарушение установленного порядка ценообразования.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Суды указали, что объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Судами установлено, что между обществом и АО "Ногинское ППЖТ" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.12.2015 N 1/42. В связи с истечением срока действия договора от 21.12.2015 N 1/42 общество направило в адрес АО "Ногинское ППЖТ" проект нового договора от 09.01.2019 N 1/42, согласно пункту 19 которого сбор за подачу и уборку вагонов составляет 3.343 руб. за 1 км в сутки, без учета налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, в связи с возникшими у сторон разногласиями в 2019 году по некоторым условиям данного договора, в том числе по плате за пользование путем в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации проект договора передан на рассмотрение Арбитражного суда Московской области (дело N А41-66133/19) для урегулирования разногласий в судебном порядке.
До разрешения Арбитражным судом Московской области спора об урегулировании разногласий по договору от 09.01.2019 N 1/42 между обществом и АО "Ногинское ППЖТ" действовал договор от 21.12.2015 N 1/42.
Действующим договором от 21.12.2015 N 1/42 не предусмотрено внесение перевозчику платы за использование железнодорожных путей, принадлежащих обществу, что подтверждается протоколом разногласий от 01.02.2016 к договору от 21.12.2015 N 1/42.
С 2015 года до настоящего времени плата за пользование железнодорожным путем АО "Ногинское ППЖТ" не вносилась (справка об отсутствии начислений за период с 2015 года по настоящее время).
В соответствии с пунктом "а" параграфа 19 договора от 21.12.2015 N 1/42 АО "Ногинское ППЖТ" уплачивает обществу только сбор за подачу и уборку вагонов, по ставкам таблицы N 8 или 10 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/15 (Тарифное руководство N 3).
Тарифное руководство N 3 утверждено ФЭК России в соответствии с протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте от 31.05.2002 N 5 и на основании обращения Министерства путей сообщения Российской Федерации и пользователей услугами федерального железнодорожного транспорта.
При этом сбор за подачу и уборку, взимаемый с АО "Ногинское ППЖТ" на основании Тарифного руководства N 3 за 2018 и 2019 года, включал в себя только сбор за работу локомотива и установлен уполномоченным федеральным органом ФЭК России.
Суды обоснованно отметили, что ФАС России в своем ответе от 21.03.2019 N АГ/22542/19 на обращение АО "Ногинское ППЖТ" по вопросу установления платы за использование железнодорожного пути необщего пользования указала, что в настоящее время сбор за подачу и уборку вагонов, взимаемый на основании Тарифного руководства N 3 включает в себя только сбор за работу локомотива.
Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования в настоящее время не подлежит государственному регулированию, устанавливается по соглашению сторон, а при не достижении соглашения сторонами определяется в соответствии с решением суда (определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2020 N 306-ЭС18-18399 по делу N А57-19014/17 и от 21.05.2018 N 302-ЭС17-22693 по делу N А58-6807/16, от 22.06.2018 N 302-ЭС17-23628 по делу N А58-6257/16, от 28.06.2018 N 302-ЭС18-885 по делу N А58-5792/16, от 10.07.2019 N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/16).
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ), железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 147-ФЗ, одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (подпункт "а" пункта 4 Перечня).
Услуга по предоставлению в пользование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (пункт 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации), законность взимания которой установлена статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Суды указали, что то обстоятельство, что плата за работу локомотива согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня подлежит государственному регулированию, не исключает возможности договорного согласования платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, которая является самостоятельной услугой, что прямо следует из части 5 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, то есть обладает собственной коммерческой ценностью.
Из буквального толкования положений частей 3 и 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38-42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Размер названной платы суд определяет с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Учитывая, что по состоянию на дату принятия оспариваемого решения в Арбитражном суде Московской области рассматривалось дело N А41-66133/19 по урегулированию разногласий между обществом и АО "Ногинское ППЖТ" по проекту нового договора от 09.01.2019 N 1/42 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Ногинское ППЖТ" при станции Ногинск, довод комитета о самостоятельном установлении общества тарифа обоснованно отклонен судами.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в расчетах за 2018-2019 года плата за пользование железнодорожными путями общества отсутствовала, а расчеты по договору от 21.12.2015 проводились в соответствии с установленными уполномоченными государственными органами тарифами, суды пришли к обоснованному выводу о непредставлении комитетом достаточных допустимых доказательств наличия в действиях общества события вменяемого правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ценообразования.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Довод комитета относительно наличия полномочий на установление тарифов для общества, так как общество не является организацией Федерального железнодорожного транспорта, обоснованно отклонен судами как основанный на неверном применении норм права.
Согласно Положению о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46 "О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области", комитет осуществляет полномочия по установлению тарифов и цен на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
В соответствии с Федеральным законом N 29-ФЗ, организации федерального железнодорожного транспорта - это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; имущество федерального железнодорожного транспорта - имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация. Устав единого хозяйствующего субъекта утверждается Правительством Российской Федерации. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах.
Кроме того, положениями статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено следующее.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.
Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
Суды указали, что комитет уполномочен устанавливать тарифы и цены для организаций промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) - обособленных транспортных предприятий, в задачу которых входит транспортировка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) с одного промышленного объекта на другой, либо, чаще всего, от объекта до станции, входящей в сеть РЖД. ППЖТ работает по общим для всех железных дорог правилам технической эксплуатации, однако не подчиняется обществу. Линии ППЖТ, называемые подъездными путями, не входят в сеть РЖД. В местах примыкания линий ППЖТ к сети РЖД в обязательном порядке устанавливается сбрасывающий стрелочный перевод и табличка "граница подъездного пути". ППЖТ относятся к путям необщего пользования.
Исходя из приведенных положений, суды обоснованно заключили, что общество не является организацией промышленного железнодорожного транспорта, а является организацией, которой переданы права и обязанности организаций федерального железнодорожного транспорта, следовательно, общество является организацией федерального железнодорожного транспорта, в отношении которой у комитета отсутствуют полномочия по установлению тарифов и цен и привлечения к административной ответственности.
Суды указали, что функции определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на железнодорожном транспорте, предоставлены в настоящее время ФАС России.
Оснований полагать, что до настоящего времени ставки за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ФАС России установлены, судами не выявлено, на наличие таких обстоятельств комитет не ссылался.
При этом суды отметили, что в соответствии с разъяснениями ФАС России от 11.04.2016 N АР/23572 до установления нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат общества за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки сбора за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу, могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что на момент привлечения общества к административной ответственности и рассмотрения дела в суде первой инстанции по существу спор между обществом и АО "Ногинское ППЖТ" по условиям договора о внесении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим обществу, и о размере платы не урегулирован.
Руководствуясь указанными нормами права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено при отсутствии в действиях общества события вменяемого правонарушения с превышением полномочий, в связи с чем заявленные требования общества подлежали удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2021 года по делу N А41-35543/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Мособлкомцена - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом N 29-ФЗ, организации федерального железнодорожного транспорта - это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; имущество федерального железнодорожного транспорта - имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
...
Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах.
Кроме того, положениями статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено следующее."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2021 г. N Ф05-12462/21 по делу N А41-35543/2020