г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-190466/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кобылянского В.В., Кольцовой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев 22 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 17 декабря 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 29 марта 2021 года
по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ООО "СтройМаг"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенное в письме от 31.07.2020 N 77/017/247/2020-1377/1, об отказе в государственной регистрации договора N И-03-001825 от 21.01.2020 об аренде земельного участка площадью 1600 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, вл. 10, кадастровый номер 77:03:0010005:4533, о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию договора N И-03-001825 от 21.01.2020 об аренде земельного участка площадью 1600 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, вл. 10, кадастровый номер 77:03:0010005:4533.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права.
Судебной коллегией отказано ООО "СтройМаг" в приобщении отзыва на кассационную жалобу к материалам дела, так как он подан с нарушением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Ходатайство заявителя о рассмотрении кассационной жалобы заинтересованного лица в отсутствии его представителя судебной коллегией удовлетворено.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, вовлекает имущество города Москвы в хозяйственный оборот, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
Распоряжением Департамента от 30.09.2019 N 38862 организовано проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1600 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, вл. 10, кадастровый номер 77:03:0010005:4533 и утверждены стартовые условия проведения аукциона. Начальный размер годовой арендной платы за земельный участок установлен в 1070425 (один миллион семьдесят тысяч четыреста двадцать пять) рублей 62 коп.
По результатам аукциона, оформленного протоколом N 33/2019 от 05.12.2019, победителем признано ООО "СтройМаг", предложившее цену лота в размере 1134651 (один миллион сто тридцать четыре шестьсот пятьдесят один) рубль 15 коп.
Между Департаментом (арендодатель) и ООО "СтройМаг" (арендатор) заключен договор N И-03-001825 от 21.01.2020 об аренде земельного участка площадью 1600 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, вл. 10, кадастровый номере 77:03:0010005:4533 для целей строительства и эксплуатации зданий, сооружений (далее - Договор), сроком на 2 года и 8 месяцев.
Согласно п. 3.1 Договора ежегодная арендная плата за земельный участок составляет 1134651 (один миллион сто тридцать четыре шестьсот пятьдесят один) рубль 15 коп.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) с заявлением N 77/017/247/2020-1377 о государственной регистрации договора аренды.
Уведомлением государственного регистратора от 05.02.2020 N 77/017/247/2020-1377 сообщено о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Решение регистрирующего органа мотивировано тем, что нарушены требования ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ, Договор подготовлен в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в регистрирующий орган не представлен отчет об оценке для определения арендной платы объекта аренды.
В целях устранения препятствий для осуществления регистрации договора аренды Департаментом направлено в регистрирующий орган письмо от 27.02.2020 N ДТП-1-14412/20-1, которым сообщено, что порядок расчета начального размера ежегодной арендной платы за земельные участки в городе Москве определяется ст. 39.11 ЗК РФ, Постановлением Правительства города Москвы от 09.04.2019 N 335-ПП. Мероприятия по независимой оценке рыночной стоимости земельного участка не проводились.
По истечении срока приостановки уведомлением государственного регистратора от 31.07.2020 N 77/017/247/2020-1377/1 отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды по ранее изложенным причинам.
Не согласившись с уведомлением от 31.07.2020 N 77/017/247/2020-1377/1 об отказе в государственной регистрации прав Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения (в том числе Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), суды установили, что Департаментом были представлены необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий, в то время как ответчиком не приведено должных мотивов, свидетельствующих о наличии препятствий к осуществлению регистрации, предусмотренных ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
При этом суды также учитывали незаконность требования регистрирующего органа о предоставлении отчета об оценке, поскольку нормами земельного законодательства предусмотрена возможность определения стоимости права на заключение договора аренды не только путем проведения оценки в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ, но и другими способами.
Судами верно указано, что частью 5 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного закона.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили требования Департамента.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
При этом, в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 года по делу N А40-190466/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения (в том числе Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), суды установили, что Департаментом были представлены необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий, в то время как ответчиком не приведено должных мотивов, свидетельствующих о наличии препятствий к осуществлению регистрации, предусмотренных ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
При этом суды также учитывали незаконность требования регистрирующего органа о предоставлении отчета об оценке, поскольку нормами земельного законодательства предусмотрена возможность определения стоимости права на заключение договора аренды не только путем проведения оценки в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ, но и другими способами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2021 г. N Ф05-13771/21 по делу N А40-190466/2020