г. Москва |
|
1 июля 2021 г. |
Дело N А40-29742/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 01.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - Поповой Е.Е. (представителя по доверенности от 15.02.2020),
от Министерства обороны Российской Федерации - Мастеренко М.А. (представителя по доверенности от 20.11.2020),
от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий комбинат" - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 01.06.2021 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение от 15.10.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26.01.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-29742/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Министерству обороны Российской Федерации
об оспаривании решения,
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий комбинат", федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее также - министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.11.2019 N 141/37125.
В качестве третьих лиц в деле участвуют федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий комбинат" (далее - комбинат), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в пояснениях, приобщенным к материалам дела в качестве отзыва с учетом соблюдения требований стать 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пояснил, что министерство не запрещает обществу расчистку трасс линий электропередачи на рассматриваемом участке и не оспаривает обязанность общества по совершению таких действий, между тем для их согласования требуется выполнение отдельных условий; с учетом того, что обществу принадлежит электросетевой комплекс мощностью 110 кВ, исключается возможность его размещения на рассматриваемых земельных участках государственной собственности (полномочия на распоряжение которыми принадлежат министерству) без оформления земельных отношений.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 АПК РФ не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и министерства, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником электросетевого комплекса ВЛ-110 кВ Вологда-Шексна (ВЛ-110 кВ Кипелово-2). Сведения об установлении границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ Вологда-Шексна (ВЛ-110 кВ Кипелово-2) внесены в государственный кадастр недвижимости 17.04.2014.
Право на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:00143, площадью 6 000 кв. м., находящийся под опорами линий электропередачи (далее - ЛЭП), общество оформило путем заключения с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области договора аренды от 13.02.2008 N 181.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики. В целях реализации указанных задач на субъекты электроэнергетики возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.
Порядок проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов регламентируется Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223.
Содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 данного Приказа N 223 является обязанностью юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты.
Таким образом, как признали суды, обязанность общества по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах ЛЭП, как лица, осуществляющего эксплуатацию ЛЭП, установлена действующим законодательством.
В целях исполнения обязанности по содержанию в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов в инвестиционную программу филиала общества на 2019 год были включены работы по расширению просеки ВЛ-110 кВ Кипелово-2 до ширины охранной зоны.
Площадь работ по расширению просеки составляла 49,5 га, в том числе по землям Вологодского и Шекснинского лесничеств - 28,7 га, Лещинского лесничества министерства - 20,8 га.
Между обществом и другим юридическим лицом - ООО РСК "Гарант" (подрядчик) заключен договор от 27.12.2017 на выполнение работ по вырубке просек N ВЭ2.1-17/0153, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по расширению просеки ВЛ-110 кВ Кипелово-2 в пределах охранной зоны ЛЭП с целью обеспечения надежности электроснабжения потребителей (приложение N 9).
В сентябре 2019 года подрядчик закончил работы по расчистке трасс линий электропередачи на лесных участках Вологодского и Шекснинского лесничеств, однако пояснил, что выполнение таких работ на землях Лещинского лесничества не представляется возможным в связи с чинением препятствий со стороны министерства.
Для получения разрешения на выполнение работ на землях министерства письмом от 23.11.2018 N МР2/2-2/07/5743 производственное отделение "Вологодские 4 электрические сети" Вологодского филиала (далее - ПО "ВЭС") обратилось в Департамент имущественных отношений министерства (далее - департамент).
Согласно полученному из департамента ответу от 19.12.2018 N 141/39285 для производства работ на территории земельных (лесных) участков министерства обществу необходимо оформить земельно-правовые отношения с проведением натурного технического обследования (далее - НТО) участка и составлением акта НТО.
В феврале 2019 г. специалистами Хвойного лесничества министерства - филиала учреждения было выполнено обследование лесных участков, подлежащих разрубке, по результатам которого 19.03.2019 составлен акт НТО N 4.
ПО "ВЭС" 30.10.2019 письмом N МР2/2-2/07/5406 повторно обратилось в департамент за согласованием работ по рубке лесных насаждений в целях расширения просеки ВЛ-110 кВ Кипелово- 2, приложив акт НТО от 19.03.2019 N 4.
Указывая на необходимость оформления земельно-правовых отношений с представлением проекта освоения лесов, лесной декларации, отчетов об использовании лесов, охране, защите и воспроизводству лесов, лесоразведению, департамент письмом от 28.11.2019 N 141/37125 отказал обществу в согласовании рубки деревьев.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что объекты общества расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0402041:116, 35:25:0000000:37; 35:25:0402041:114, которые являются изъятыми из оборота в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) "леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда" леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено положениями статьи 121 ЛК РФ, на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель; для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; после завершения использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, земли, на которых расположены такие леса, подлежат рекультивации (в случае, если проведение рекультивации требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) и переводу в состав земель лесного фонда.
В данном случае, как следует из судебных актов, все указанные земельные участки имеют категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ (а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство).
В данном случае идет речь о расчистке трассы линий электропередачи электросетевого комплекса мощностью 110 кВ.
Суды указали, что в соответствии с решением межведомственной комиссии от 10.08.2015 N 1/МК и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" в отношении Хвойного военного лесничества установлена зона с особыми условиями использования территории - запретная зона.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с положениями пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" все юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций относятся к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из этого суды признали, что министерство является тем федеральным органом исполнительной власти, который правомочен распоряжаться указанным земельным участком, а не Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области, с которым общество заключило упомянутый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 35:25:0000000:00143.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и применении положений законодательства об электроэнергетике, лесного, земельного законодательства и законодательства, касающегося Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А40- 29742/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с положениями пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" все юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций относятся к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2021 г. N Ф05-9411/21 по делу N А40-29742/2020