город Москва |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А40-104840/20-149-754 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Рейс": Карпухина К.К. (дов. от 19.06.2020 г.), Степановой Л.Н. (дов. от 19.06.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
рассмотрев 30 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 г. по делу N А40-104840/20-149-754
по заявлению акционерного общества "Рейс"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1160-ЗУ/9028259-20 от 14 мая 2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
16 марта 2020 г. главными инспекторами Управления контроля за объектами недвижимости по Северо-Восточному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения начальника управления от 16 марта 2020 г. N 9028259 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г. Москва, проезд Серебрякова, вл. 14Б.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что на земельном участке по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14Б размещается акционерное общество "Рейс" (далее - АО "Рейс", общество, заявитель).
Согласно данным информационной системы Реестр единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) земельный участок по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14Б, с кадастровым номером 77:02:0015011:2, площадью 13 917 кв.м, предоставлен на основании договора аренды от 09 июля 1996 г. N М-02-005979 ОАО "Рейс" сроком по 09 июля 2021 г. для эксплуатации существующих зданий, строений и сооружений с целью осуществления автомобильных перевозок, выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Статус договора - действующий.
На земельном участке расположен комплекс нежилых зданий (строений), в том числе нежилое здание площадью 1 510,3 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 2.
Фактически на земельном участке расположен объект капитального строительства - пятиэтажное нежилое здание площадью 1 510,3 кв.м. Фактическое использование здания - административно-офисные цели.
По данным Мосгосстройнадзора (письмо от 12 февраля 2019 г. N 09-121/19-(32)-1) разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись.
Земельный участок под строительство (реконструкцию) капитального объекта недвижимости не предоставлялся.
Часть здания общей площадью 779 кв. м (3 этаж площадью 289,3 кв. м; 4 этаж площадью 326,1 кв. м; 5 этаж площадью 79,8 кв. м), лестницы (3, 4, 5 этаж) - площадью 80,3 кв. м) и пристройка к зданию площадью 3,5 кв.м обладает признаками самовольного строительства.
Также установлено, что с юго-западной стороны к нежилому зданию с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 возведена пристройка площадью 200 кв.м.
По данным технической инвентаризации, проведенной ГБУ МосгорБТИ в 2004 году, в данных технического паспорта и экспликации здания с адресным ориентиром: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 2 сведения о пристройке отсутствуют.
Объект на кадастровый учет не поставлен, имущественные права не зарегистрированы.
Земельный участок под реконструкцию объекта недвижимости не предоставлялся. Разрешительная документация на возведение пристройки не оформлялась.
Пристройка общей площадью 200 кв.м обладает признаками самовольного строительства.
На земельном участке также расположено нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 8.
По информации Мосгосстройнадзора разрешение на реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись.
Земельный участок под строительство реконструкцию капитального объекта недвижимости не предоставлялся.
Пристройка к зданию (подъемник) общей площадью 5,9 кв. м (этаж 1, комната Б) обладает признаками самовольного строительства.
Также установлено, что над четвертым этажом здания с кадастровым номером 77:02:0015011:1047 возведена надстройка площадью 130 кв.м.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового рейдового обследования от 16 марта 2020 г. N 9028259 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 06 мая 2020 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении АО "Рейс" был составлен протокол об административном правонарушении N 9028259, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 14 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении N 1160-ЗУ/9028259-20 АО "Рейс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 6 000 671 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Рейс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности и наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Рейс" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Рейс" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель Госинспекции по недвижимости в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что срок привлечения общества к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления истек.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что 12 августа 2019 г. сотрудниками Госинспекции по недвижимости проведена проверка земельного участка по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, вл. 14Б, с кадастровым номером 77:02:0015011:2, в результате которой были установлены соответствующие нарушения, допущенные АО "Рейс".
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2020 г. N 145-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-П) были включены объекты недвижимости, расположенные по адресу: проезд Серебрякова, д. 146, стр. 2 (здание); проезд Серебрякова, д. 146, стр. 8 (пристройка).
На основании изложенного суды сделали вывод о том, что на момент принятия Постановления Правительства N 145-ПП, т.е. 25 февраля 2020 г., правонарушение уже было обнаружено.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенным выводом судов в связи со следующим.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Выявленное правонарушение является длящимся.
В настоящем случае административное правонарушение выявлено в ходе проведенного рейдового обследования земельного участка 16 марта 2020 г., постановление Госинспекции по недвижимости по делу об административном правонарушении N 1160-ЗУ/9028259-20 вынесено 14 мая 2020 г., т.е. в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указав на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, суды не проверили законность и обоснованность оспариваемого постановления, не установили, имелись ли законные основания для привлечения общества к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд кассационной инстанции в силу требований статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лишен возможности устанавливать данные обстоятельства.
Учитывая, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 сентября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 г. по делу N А40-104840/20-149-754 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июля 2021 г. N Ф05-9580/21 по делу N А40-104840/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69603/2021
29.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104840/20
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9580/2021
27.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58470/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104840/20