г. Москва |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А40-172943/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Горшковой М.П., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от истца -
от ответчика -
рассмотрев 29 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01 октября 2020 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 12 марта 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые по иску АО "Мосводоканал"
к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 707 239 руб. 75 коп., с учетом принятых судом уточнений размера исковых требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания государственной пошлины, и принять по делу новый судебный акт, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты были приняты с нарушение норм материального права.
Истец и ответчик своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, истец отзыв на кассационную жалобу не представил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части взыскания судебных расходов на оплате государственной пошлины, а дело в указанной части направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Имеющие значение для дела обстоятельства судом в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливаются путем всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между сторонами были заключены контракты на отпуск воды и приём сточных вод в городскую канализацию от 26.12.2017 г. N 409246, от 25.01.2018 г. N 3044774, от 25.01.2018 г. N 3044775, от 26.02.2018 г. N 241605, от 26.02.2018 г. N 241606, от 26.02.2018 г. N 241607, от 26.02.2018 г. N 241608, от 26.02.2018 г. N 241609, от 26.02.2018 г. N 241613, от 26.02.2018 г. N 241614, от 26.02.2018 г. N 409334, от 26.02.2018 г. N 409336, от 26.02.2018 г. N 409337, от 01.04.2018 г. N 2105062, от 30.06.2018 г. N 2105232 и от 09.04.2019 г. N 3049430, по условиям которых истец обязуется обеспечивать подачу ответчику холодной питьевой воды и приём от ответчика сточных вод, а ответчик - оплачивать поставленную питьевую воду и услуги по приёму стоков в порядке и сроки, установленные контрактами.
Количество отпущенной АО "Мосводоканал" воды и принятых от ответчика сточных вод определяется в соответствии с п. 19,20 контрактов по показаниям приборов учёта, установленных на водопроводных вводах, указанных в приложении N 1 к контрактам.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что АО "Мосводоканал" произвело отпуск ответчику питьевой воды и приём от ответчика сточных вод и предъявило к оплате платёжные документы, указанные в расчётах суммы иска, в которых содержатся данные о показаниях приборов учёта, объёмах отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод, применяемых тарифах и суммах, подлежащих уплате.
В обоснование иска, истец указал, что ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг не исполнены, в связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 707 239 руб. 75 коп.
Удовлетворяя исковые требования АО "Мосводоканал", руководствуясь положениями статей 309, 310, 539-548, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из доказанности материалами дела оказания истцом услуг в заявленном объеме, а также отсутствия доказательств оплаты услуг со стороны ответчика.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными судебными актами в части распределения расходов по оплате госпошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.
При распределении расходов по оплате госпошлины, судом первой инстанции не было учтено, что истец уменьшил размер исковых требований, а также не выяснены обстоятельства и не дана оценка основаниям уменьшения цены иска.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлины по апелляционной жалобе, не учтено следующее.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 НК РФ). Для того, чтобы воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заинтересованное лицо обязано подтвердить статус государственного органа (органа местного самоуправления) и свое процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К полномочиям Минобороны России в соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения о Минобороны России отнесено осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатация таких объектов.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение создано в целях осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с несвоевременной оплатой ответчиком задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению на объектах военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, участие ФГБУ "ЦЖКУ" в настоящем деле обусловлено осуществлением указанных выше функций государственного органа, и в этом качестве ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. N 305-ЭС21-4119 по делу N А40-272675/2019.
В силу пункта 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение норм материального и процессуального права, являются основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части распределения госпошлины и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить основания уменьшения истцом размера исковых требований, с учетом указанных норм права правильно определить размер госпошлины, подлежащий взысканию и возврату.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 октября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 года по делу N А40-172943/19 отменить в части распределения госпошлины.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд города Москвы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
...
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с несвоевременной оплатой ответчиком задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению на объектах военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, участие ФГБУ "ЦЖКУ" в настоящем деле обусловлено осуществлением указанных выше функций государственного органа, и в этом качестве ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. N 305-ЭС21-4119 по делу N А40-272675/2019."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-13049/21 по делу N А40-172943/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13049/2021
12.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3818/2021
30.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172943/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172943/19