г. Москва |
|
9 июля 2021 г. |
Дело N А40-130995/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - Шекян М.П. (доверенность от 03.11.2020);
от Министерства обороны РФ - Кривошеина М.А. (доверенность от 20.11.2020);
от Центральной научно-исследовательского института военно-воздушных сил Министерства обороны РФ - Незадоров Р.С. (доверенность от 20.01.2021);
от Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А40-130995/2020
по заявлению Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
к Министерству обороны РФ, Центральный научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Министерства обороны РФ,
третье лицо: Министерство имущественных отношений МО,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Центральный научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Министерства обороны РФ (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным решения Министерства обороны РФ, выраженного в письме от 22.05.2020 N 141/14837.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Администрация в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что испрашиваемые объекты не используются; оснований для отказа в передаче спорного имущества не приведено.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Представитель Администрации участвовал в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представители Министерства обороны РФ и Центральной научно-исследовательского института военно-воздушных сил Министерства обороны РФ возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом от 11.03.2019 N 10/641, направленным на имя Главы городского округа Люберцы ЦНИИ ВВС Минобороны сообщило, что на балансе ЦНИИ ВВС Минобороны России имеются объекты недвижимого имущества, которые находятся на жилой территории и по прямому назначению не используются, указало на возможность передачи данного имущества в муниципальную собственность.
В качестве приложения к данному письму указан перечень имущества планируемого к передаче, в том числе: здание (столовая), кадастровый номер 50:22:0010208:2799, площадью 1654 кв.м., расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. ПО, корп. 1; нежилое здание (комендатура), кадастровый номер 50:22:0010208:2797, площадью 561,3 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. 110, корп. 3; здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт N 1), кадастровый номер 50:22:0010208:2795, площадью 76,1 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. ПО, стр.1; здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт N2), кадастровый номер 50:22:0010208:2793, площадью 14,8 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. ПО, стр.2; нежилое здание (газораспределительная подстанция N2), кадастровый номер 50:22:0010208:2710, площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. 110, стр. 4.
Администрация городского округа Люберцы выразила согласие на прием спорных объектов, о чем 15.03.2019 направлено письмо N 1202/1-1-9 на имя начальника ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны России.
Письмом от 11.06.2019 ЦНИИ ВВС (Минобороны России) в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ направлен перечень объектов недвижимого имущества ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны не планируемых к дальнейшему использованию.
Письмом начальника ЦНИИ ВВС (Минобороны России) от 16.08.2019 Директору Департамента имущественных отношений Минобороны РФ направлены документы на предлагаемые к передаче в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: МО, г.о. Люберцы, 3-е Почтовое отделение, а именно: столовая, комендатура, КПП-1, КПП-2, газораспределительная подстанция N 2.
Письмом от 10.03.2020 N 230/1-1-22 Глава городского округа Люберцы на имя первого Заместителя Министра обороны РФ обратился за передачей вышеназванных объектов в муниципальную собственность.
Письмом от 22.05.2020 N 141/14837 Департамент имущественных отношений Министерства обороны указал, что здание столовой спланировано к использованию в интересах ВВС РФ, в связи с чем, в настоящее время рассмотрение вопроса его передаче в муниципальную собственность не представляется возможным. В отношении иных объектов недвижимого имущества продолжаются мероприятия по согласованию вопроса заключения договора безвозмездного пользования.
Посчитав незаконным решение Министерства обороны РФ, выраженного в письме от 22.05.2020 N 141/14837, Администрация обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды нижестоящих инстанций исходили из следующего.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, регламентируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
Из части 6 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ следует, что если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом согласно части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В силу части 2.1 Закона N 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.
Судами установлено, что земельный участок под испрашиваемыми объектами не сформирован.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании указанных положений, суды пришли к выводу о том, что передача здания комендатуры, КПП N 1, КПП N 2 и газораспределительной подстанции без земельного участка возможна исключительно в порядке, установленном пунктом 11 статьи 154 указанного выше Закона.
При этом, исходя из того, что ответ Департамента имущественных отношений от 22.05.2020 не содержит отказ в передаче в муниципальную собственность данных объектов недвижимости, а лишь указывает на проведение мероприятий по согласованию вопроса заключения договора безвозмездного пользования и дальнейшего рассмотрения вопроса о передаче данного имущества в муниципальную собственность, суды пришли к вводу о том, что в данной части оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов Администрации.
Более того, суды отметили, что в соответствии с положениями статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
Министерство обороны Российской Федерации на основании пп. "е" п. 2 указанного Постановления Правительства РФ осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Судами установлено, что в соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации Т.В.Иванова от 17.06.2020 N 106/2718 вовлечению в хозяйственный оборот подлежит земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010209:76 с расположенным на нем объектом недвижимости "Здание (столовая)" с кадастровым номером 50:22:0010208:2799 по адресу: московская обл., Люберецкий Район, г. Люберцы, Городок Б, войсковая часть 75360. В этой связи ФГАУ "УИСП" Минобороны России подготовлен и направлен проект приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о закреплении вышеуказанных объектов недвижимости за ФГАУ "УИСП" Минобороны России.
При этом суды отметили, что вовлечение в хозяйственный оборот здания столовой направлено на привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения полномочий Минобороны России в области обороны страны и безопасности государства, поскольку средства, получаемые в результате вовлечения военного имущества в хозяйственный оборот, направляются на строительство объектов военной и сопутствующей инфраструктуры.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А40-130995/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июля 2021 г. N Ф05-15780/21 по делу N А40-130995/2020