город Москва |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А41-77475/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации городского округа Коломна: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИП Терехина М.В.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИП Листопад Ю.И.: не явились, извещены;
от третьего лица ИП Матвеева А.А.: не явились, извещены;
рассмотрев 08 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Терехина М.В.
на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 г.,
по делу N А41-77475/18
по иску Администрации городского округа Коломна
к индивидуальному предпринимателю Листопад Юлии Игоревне и индивидуальному предпринимателю Терехину Максиму Валерьевичу
об освобождении земельного участка,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Матвеев Андрей Александрович,
УСТАНОВИЛ: земельный участок с кадастровым номером 50:57:0060414:30, площадью 975 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для проживания и ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Модельная, д. 19 (далее - земельный участок), принадлежит на праве собственности Терехину Максиму Валерьевичу (далее - Терехин М.В.).
В период с 15 июня 2018 г. по 26 июня 2018 г. на основании распоряжения заместителя Главы администрации Коломенского городского округа от 28 мая 2018 г. N 167-р/1-12 должностными лицами Управления имущества и земельных отношений администрации Коломенского городского округа проведена внеплановая выездная проверка в отношении Терехина М.В., с целью проверки сведений, изложенных в обращении граждан, проживающих на территории Коломенского городского округа.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26 июня 2018 г. N 21, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 50:57:0060414:30 расположено одноэтажное строение шириной 6 м и длиной 35,4 м. Часть строения используется под размещение кафе "Узбекская кухня". Рядом с входной группой в помещение кафе, расположенное со стороны ул. Гагарина, размещена рекламная вывеска, указывающая на род деятельности кафе и график работы помещения. Ограждение земельного участка не соответствует межевым знакам. Сведения об объекте капитального строения на публичной кадастровой карте не соответствуют фактическому расположению объекта капитального строительства. Общая площадь самовольно занятой территории составляет 152 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Земельный участок граничит с западной, северной, восточной сторон с землями неразграниченной государственной собственности. С южной стороны земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 50:57:0060414:17, расположенным по адресу: г. Коломна, ул. Модельная, д. 21. Земельный участок имеет металлическое ограждение с южной и западной сторон, частично с восточной стороны. С северной стороны ограждение земельного участка отсутствует, доступ на земельный участок свободный. На земельном участке кроме объекта капитального строительства расположен строительный вагончик, складирован строительный материал. Земельный участок частично захламлен бытовым и строительным мусором.
26 июня 2018 г. Администрацией Коломенского городского округа Московской области выдано предписание N 11 (далее - предписание) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым Терехину М.В. предписано в срок до 01 августа 2018 г. устранить допущенные нарушения, а именно:
1. использовать земельный участок с кадастровым номером 50:57:0060414:30, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Модельная, д. 19, в соответствии с видом разрешенного использования "для проживания и ведения личного подсобного хозяйства";
2. перенести ограждение земельного участка с кадастровым номером 50:57:0060414:30 со стороны ул. Модельная с т. 8 на т. 7 на расстоянии 1,53 м, т. 9 на т. 10 на расстоянии 0,32 м. Со стороны ул. Гагарина, замощение из тротуарной плитки перенести с т. 1 на т. 5 на расстоянии 5 м, с т. 2 перенести замощение из тротуарной плитки на т. 4 на расстоянии 1,95 м. Со стороны ул. Малышева ограждение земельного участка перенести из т. 14 на т. 13 на расстоянии 0,84 м; из т. 16 на т. 17 на расстоянии 0,12 м3. выполнить обязанности по приведению земель (самовольно занятой территории) в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (пункт 4 статьи 8.8 КоАП РФ).
Указанное предписание было получено Терехиным М.В. 26 июня 2018 г.
Материал внеплановой проверки направлен в отдел Управления Росреестра по Московской области с целью привлечения Терехина М.В. к административной ответственности.
На основании постановлений по делам об административных правонарушениях N 57/21-2018/54 и N 57/21-2018/55 от 17 июля 2018 г. Терехин М.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. и 5 000 руб. соответственно.
Поскольку ранее выданное предписание, срок исполнения которого истек, не было исполнено Терехиным М.В. и земельный участок использоваться им не в соответствии с видом разрешенного использования, а именно под размещение кафе, Администрация городского округа Коломна обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю Терехину М.В. об обязании в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок площадью 975 кв.м с кадастровым номером 50:57:0060414:30, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Модельная, д. 19, в состояние пригодное для его использования в соответствии с разрешенным видом использования - "для проживания и ведения личного подсобного хозяйства"; перенести ограждение земельного участка с кадастровым номером 50:57:0060414:30 в соответствии с ситуационным планом, подготовленным ООО "КартГеоСервис" (кадастровый инженер Шигин В.А.), со стороны ул. Модельная, г. Коломны с т. 8 на т. 7 на расстоянии 1,53 м, т. 9 на т. 10 на расстоянии 0,32 м. со стороны ул. Гагарина, г. Коломна замощение из тротуарной плитки перенести с т. 1 на т. 5 на расстоянии 5 м, с т. 2 перенести замощение из тротуарной плитки на т. 4 на расстоянии 1,95 м. со стороны ул. Малышева, г. Коломна ограждение земельного участка перенести из т. 14 на т. 13 на расстоянии 0,84-м; из т. 16 на т. 17 на расстоянии 0,12-м; возвратить Администрации городского округа Коломна самовольно занятый земельный участок, общей площадью 152 кв.м, по ул. Модельная г. Коломны, входящий в состав земель неразграниченной государственной собственности, в соответствии с ситуационным планом, подготовленным ООО "КартГеоСервис".
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции 1/2 часть земельного участка была отчуждена индивидуальному предпринимателю Листопад Юлии Игоревне (далее - ИП Листопад Ю.И.).
Согласно выписке из ЕГРН правообладателями спорного земельного участка являются Листопад Ю.И. и Терехин М.В.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2020 г. ИП Листопад Ю.И. привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрацией городского округа Коломна были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми просило обязать ИП Терехина М.В. и ИП Листопад Ю.И. в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок площадью 975 кв.м с кадастровым номером 50:57:0060414:30, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Модельная, д. 19, в состояние пригодное для его использования в соответствии с разрешенным видом использования - "для проживания и ведения личного подсобного хозяйства".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Матвеев Андрей Александрович (далее - ИП Матвеев А.А., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 г., заявленные исковые требования удовлетворены. Суд обязал ИП Терехина М.В. и ИП Листопад Ю.И. в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок площадью 975 кв.м с кадастровым номером 50:57:0060414:30, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Модельная, д. 19, в состояние пригодное для его использования в соответствии с разрешенным видом использования - "для проживания и ведения личного подсобного хозяйства". Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе ИП Терехин М.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у Администрации городского округа Коломна полномочий по предъявлению иска такой категории, поскольку вопросы земельного надзора отнесены к компетенции федеральных органов власти. Приведены также доводы о неподсудности спора арбитражному суду.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Ходатайств (заявлений) о проведении судебного заседания, назначенного на 08 июля 2021 г., с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спорный земельный участок фактически используется не для проживания и ведения личного подсобного хозяйства и не в соответствии с установленным видом разрешенного использования и целевым назначением.
Судами установлено, что в соответствии с представленными сведениями о разрешенном использовании земельных участков в соответствии с зонированием территории Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:57:0060414:30 включен в границы территориальной зоны Ж2.а - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Решением Московского областного суда от 06 ноября 2019 г. по делу N 3а-740/19 в удовлетворении требований Терехину М.В. о признании недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Коломенский, утвержденных решением Совета Депутатов городского округа Коломенский Московской области от 19 января 2018 г. N 183, в части установления территориального зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером 50:57:0060414:30 территориальной зоны Ж-2 отказано.
Согласно акту осмотра от 17 августа 2020 г. N 1038 на земельном участке расположено здание (строение), количество этажей - 1, назначение - нежилое. На земельном участке травянистая и древесная растительность естественного происхождения, участок имеет асфальтированное замощение, по периметру земельного участка частично установлено ограждение, доступ на земельный участок ограничен.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о неподсудности дела арбитражному суду.
Указанный довод был предметом рассмотрения судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 г. по делу N А41-77475/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Терехина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2021 г. N Ф05-8928/21 по делу N А41-77475/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8928/2021
04.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21690/20
04.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21692/20
11.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-77475/18
05.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11591/19