город Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-183717/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Обруч В.П., доверенность от 01.08.2020;
от заинтересованных лиц: от Минобороны России: Шкаранда Ю.А., доверенность от 20.11.2020; от Департамента имущественных отношений Минобороны России: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 14 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИП Банадыковой И.А.
на решение от 22 января 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 31 марта 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-183717/20
по заявлению ИП Банадыковой И.А.
об оспаривании решения
к Департаменту имущественных отношений Минобороны России, Минобороны России,
третье лицо: Глава Администрации Гарнизонного сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
ИП Банадыкова И.А. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту имущественных отношений Минобороны России (далее - департамент), Минобороны России о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Минобороны России от 04.08.2020 N 141/23900.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глава Администрации Гарнизонного сельского поселения (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано, производство в части требований к Департаменту имущественных отношений Минобороны России прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Банадыкова И.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Департамент имущественных отношений Минобороны России и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица - Минобороны России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, земельный участок с кадастровым номером 10:20:0000000:275, общей площадью 9.281.919 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для нужд обороны.
Указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, вышеуказанный земельный участок является изъятым из оборота.
Суды указали, что факт того, что предприниматель использует часть спорного участка с ноября 2007 года и наличие разрешения Главы Администрации Гарнизонного сельского поселения на право выездной торговли (оказания услуг) на территории Гарнизонного сельского поселения от 31.10.2017 N 27 не является основанием для признания отказа департамента в согласовании схемы.
Судами также установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2019, по делу N А26-8023/18 удовлетворен иск Первого заместителя военного прокурора Западного военного округа в интересах Российской Федерации в лице Минобороны России к предпринимателю об обязании в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275, площадью не менее 41,04 кв.м, расположенного по адресу: пересечение улиц Весельницкого и Завражнова в п. Чална-1 Прионежского района Республики Карелия, от торгового павильона, передав его по акту приема-передачи Минобороны России или уполномоченному им представителю.
Судебными актами по данному делу установлено, что Банадыкова И.А. зарегистрирована в качестве предпринимателя 25.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 307100111500011 и является действующим предпринимателем.
Предприниматель 01.11.2007, 06.11.2007 и 10.11.2007 обращался к командиру в/ч 52809, командиру в/ч 52906, начальнику Сортавальского КЭЧ района с заявлениями о разрешении на установку торгового павильона на земельном участке в пос. Бесовец (в настоящее время - п. Чална-1).
Указанные заявления согласованы должностными лицами путем визирования. Предпринимателю выдано разрешение на право выездной торговли (оказания услуг) на территории Гарнизонного сельского поселения от 31.10.2017 N 27, в котором указан адрес осуществления торговой деятельности - Прионежский район, пос. Чална - 1, ул. Весельницкого, рядом с домом N 47. Разрешение действительно с 31.10.2017 и бессрочно. Земельно-правовые отношения не оформлены.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от 20.09.2013 земельный участок с кадастровым номером 10:20:0000000:275, общей площадью 9.281.919 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, является федеральной собственностью.
Земельный участок относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для нужд обороны.
Указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2013.
Также суды установили, что из текста заявления следует, что в ходе осмотров земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275, проведенных 22.11.2016, Военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона 02.09.2017 и 17.05.2018 установлено, что предприниматель в целях розничной торговли использует при отсутствии надлежаще оформленных документов и согласия собственника часть земельного участка в п. Чална-1 Прионежского района Республики Карелия на пересечении улиц Завражного и Весельицкого, площадью не менее 41,04 кв.м, для размещения и эксплуатации торгового павильона.
Суды отметили, что в материалы дела представлены акты осмотров и объяснения предпринимателя.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275 располагается торговый павильон, принадлежащий Минобороны России, в котором осуществляется предпринимательская деятельность.
Также суды установили, что по результатам очередной проверки, проведенной в мае 2018 года, в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Управления Росреестра по Республике Карелия от 13.07.2018 по делу об административном правонарушении N 0/206-2018 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании части земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275 в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Предпринимателю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.08.2019 по делу N А26-7670/18 признано законным постановление от 13.07.2018 по делу об административном правонарушении N 0/206-2018 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Суды отметили, что в рамках дела N А26-7670/18 установлено, в том числе подтверждено материалами административного производства N 0/206-2018, актами осмотров, фототаблицей, объяснениями представителей лиц, участвующих в деле, что часть земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275, используемого для нужд обороны, расположенного по адресу: пересечение улиц Весельницкого и Завражнова в п. Чална-1, Прионежского района, Республики Карелия, занята торговым павильоном, принадлежащим предпринимателю.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В пункте 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила), указано, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4 Правил).
О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление (пункт 7 Правил).
Таким образом, системный анализ положений законодательства свидетельствует о необходимости предварительного согласования органом местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе функции по управлению земельными участками, находящимися у Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Департамент является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Минобороны России организациями, то есть является органом, реализующим от имени Минобороны России функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании положений указанных правовых норм, необходимо предварительное согласование органом местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества, которым в данном случае является департамент.
Судами установлено, что из пояснений администрации следует, что в соответствии с поступившим в администрацию обращением о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Гарнизонного сельского поселения информации в отношении объекта Минобороны России, подготовлен проект постановления "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Гарнизонного сельского поселения" с учетом объекта предпринимателя, который направлен в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России для последующего согласования.
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России в адрес департамента направлен комплект документов для принятия решения по спорному вопросу.
Департамент письмом от 09.10.2018 N 141/31659 возвратил схему размещения нестационарных торговых объектов в границах земельного участка Минобороны России без согласования.
Таким образом, суды установили, что уполномоченный орган предпринимателю в согласовании схемы размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя в границах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275 не отказывал, поскольку предприниматель с таким обращением в департамент не обращался.
Также суды установили, что письмо от 09.10.2018 N 141/31659 адресовано в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
Кроме того, суды установили, что оспариваемый отказ - письмо от 04.05.2020 N 141/23900 также адресовано Главе Администрации Гарнизонного поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия Соколову С.В., таким образом, уполномоченный орган предпринимателю в согласовании схемы размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя в границах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:275 не отказывал, поскольку предприниматель с таким обращением в департамент не обращался.
Поскольку факт занятия части спорного земельного участка Минобороны России, а также нахождение на данном земельном участке нестационарного торгового павильона подтверждаются материалами дела, доказательств пользования земельным участком на законных основаниях судам не представлено, суды пришли к выводу о том, что требования о демонтаже торгового павильона предпринимателя обоснованы и подлежат удовлетворению, а имущество - земельный участок под павильоном подлежит возврату по акту приема-передачи Минобороны России или уполномоченному им представителю.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что всем доводам предпринимателя и администрации, изложенным в представленных документах по делу N А40-183717/20, уже дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дел NN А40-40322/20, А26-8023/18 и А26-7670/18.
Также суды правомерно прекратили производство в части требований к департаменту, сославшись на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Положение о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом Минобороны России от 03.09.2020 N 444.
Суды обоснованно заключили, что департамент является структурным подразделением Минобороны России, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, предусмотренной статьей 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года по делу N А40-183717/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Банадыковой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку факт занятия части спорного земельного участка Минобороны России, а также нахождение на данном земельном участке нестационарного торгового павильона подтверждаются материалами дела, доказательств пользования земельным участком на законных основаниях судам не представлено, суды пришли к выводу о том, что требования о демонтаже торгового павильона предпринимателя обоснованы и подлежат удовлетворению, а имущество - земельный участок под павильоном подлежит возврату по акту приема-передачи Минобороны России или уполномоченному им представителю.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что всем доводам предпринимателя и администрации, изложенным в представленных документах по делу N А40-183717/20, уже дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дел NN А40-40322/20, А26-8023/18 и А26-7670/18.
Также суды правомерно прекратили производство в части требований к департаменту, сославшись на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Положение о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом Минобороны России от 03.09.2020 N 444."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-16837/21 по делу N А40-183717/2020