г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-154657/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Шишовой О.А.,
судей Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Налоговый консультант"-
Замкова А.В. по доверенности от 01 декабря 2020 года, Черников А.С. по доверенности от 11 января 2021 года,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "БизнесЛидер" -
Мешков В.И. по доверенности от 16 июня 2021 года,
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Руспрофтрест"-
не явился, извещён,
рассмотрев 19 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "БизнесЛидер"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 апреля 2021 года
по иску общества с ограниченной ответственностью "Налоговый консультант"
к обществу с ограниченной ответственностью "БизнесЛидер"
о взыскании денежных средств,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Руспрофтрест",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Налоговый консультант" (далее - истец, ООО "Налоговый консультант") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БизнесЛидер" (далее - ответчик, ООО "БизнесЛидер") о взыскании долга в сумме 20 641 020 руб. 40 коп. и неустойки в размере 2 064 102 руб. 02 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Руспрофтрест" (прекращена деятельность 18.06.2020).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 решение отменено, иск удовлетворен.
Ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска или направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы, ответчик указал, что судами нарушены нормы процессуального и материального права; договор, положенный в основу принятых судебных актов, ответчик не подписывал и не заключал; судами ошибочно установлен факт наличия договорных отношений между ответчиком и ООО "Руспрофтрест"; судом проигнорированы устные ходатайства о фальсификации договора и истребовании его подлинника, а также о применении срока исковой давности. Кроме того, апелляционным судом в нарушении процессуальных норм по ходатайству истца истребованы дополнительные доказательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца возражали относительно доводов заявленной кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии постановления апелляционным судом. Представленный отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по заключенному 02.12.2019 соглашению ООО "Руспрофтрест" уступило истцу право требования задолженности к ответчику в общей сумме 20 641 020, 40 рублей, возникшее на основании договора от 01.06.2017 N 55-06/17 на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что пунктом 11.7. раздела 11 договора от 01.06.2017 N 55-06/17 на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания предусмотрено, что права требования по договору могут быть переданы одной из сторон третьим лицам только при условии предварительного письменного согласия другой стороны.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что уступка первоначальным кредитором права требования оплаты долга по договору от 01.06.2017 N 55-06/17 на организацию транспортно- экспедиционного обслуживания без согласия должника ничтожна в силу пункта 2 статьи 382, статьи 388, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее - Постановление Пленума N 54), уступка требований по денежному обязательству в нарушение условия договора о предоставлении согласия должника или о запрете уступки, по общему правилу, действительна независимо от того, знал или должен был знать цессионарий о достигнутом цедентом и должником соглашении, запрещающем или ограничивающем уступку (пункт 3 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лишь в случае, если цедент и цессионарий, совершая уступку вопреки названному договорному запрету, действовали с намерением причинить вред должнику, такая уступка может быть признана недействительной (статьи 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При уступке требования без согласия должника цедент и цессионарий солидарно возмещают ему расходы, вызванные переходом права (пункт 18 названного Постановления Пленума N 54).
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции не применил указанные нормы материального права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, что привело к ошибочному выводу о ничтожности договора цессии.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что истец имеет право требования взыскания задолженности, уступленной на основании соглашения от 02.12.2019; факт оказания транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора от 01.06.2017 N 55-06/17 надлежащим образом подтвержден представленными истцом универсальными передаточными документами, которые содержат ссылку на договор, подписаны ответчиком.
При этом суд апелляционной инстанции принял пояснения истца о невозможности представить заявки, транспортные накладные, маршрутные листы, поскольку по соглашению об уступке ему были переданы только УПД, а получить иные документы от цедента невозможно вследствие прекращения им деятельности.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из установленного представленными в материалы дела доказательствами факта реального оказания услуг по договору от 01.06.2017 N 55-06/17, и отсутствия доказательств исполнения ответчиком обязательства по оплате стоимости оказанных услуг.
Доводы жалобы о том, что судом проигнорированы устные ходатайства о фальсификации договора и истребовании его подлинника, а также о применении срока исковой давности не подтверждены никакими доказательствами.
Ходатайство об истребовании доказательств рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 66, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, результат рассмотрения ходатайства изложен в судебном акте.
Иные доводы кассационной жалобы рассмотрены и отклонены, поскольку об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права относительно установленных им по делу обстоятельств не свидетельствуют, и направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом, на основании произведенной им оценки имеющихся в деле доказательств.
Несогласие с выводами апелляционного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции судом кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что требования истца документально подтверждены; привел мотивы, по которым не согласился с выводами суда первой инстанции согласно пункту 12 части 2 статьи 271 Арбитражного кодекса Российской Федерации и правомерно удовлетворил иск.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 года по делу N А40-154657/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.А. Шишова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее - Постановление Пленума N 54), уступка требований по денежному обязательству в нарушение условия договора о предоставлении согласия должника или о запрете уступки, по общему правилу, действительна независимо от того, знал или должен был знать цессионарий о достигнутом цедентом и должником соглашении, запрещающем или ограничивающем уступку (пункт 3 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лишь в случае, если цедент и цессионарий, совершая уступку вопреки названному договорному запрету, действовали с намерением причинить вред должнику, такая уступка может быть признана недействительной (статьи 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из установленного представленными в материалы дела доказательствами факта реального оказания услуг по договору от 01.06.2017 N 55-06/17, и отсутствия доказательств исполнения ответчиком обязательства по оплате стоимости оказанных услуг."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-15039/21 по делу N А40-154657/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15039/2021
20.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15039/2021
19.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4215/2021
25.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4215/2021
26.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15039/2021
27.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4215/2021
18.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-154657/20