г. Москва |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А40-227563/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А40-227563/2020
по заявлению Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимости: сооружение с кадастровым номером 77:01:0001024:2385 - белокаменные пилоны ворот XIX в., расположенное по адресу: г. Москва, между домами 26 стр. 1 и 26 стр. 2 по Подсосенскому переулку.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021, заявленное требование удовлетворено.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления. Заявитель просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанное сооружение с кадастровым номером 77:01:0001024:2385 - белокаменные пилоны ворот XIX в., расположенное по адресу: г. Москва, между домами 26 стр. 1 и 26 стр. 2 по Подсосенскому переулку
На основании пункта 19 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Управление приостановило осуществление государственной регистрации.
Сообщением от 16.09.2020 N 77/011/232/2020-3290/1 Управление уведомило ТУ Росимущества об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении нежилого здания - белокаменные пилоны ворот XIX в., расположенные по адресу: г. Москва, между домами 26, стр. 1 и 26, стр. Подсосенкому переулку, с кадастровым номером 77:01:0001024:2385.
В обоснование отказа Управление указало на то, что ограда не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиях.
Считая решение Управления незаконным, ТУ Росимущества обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд удовлетворил требования на основании статей 131, 209, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Закона N 218-ФЗ, пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку исходил из следующего.
Распоряжением Правительства Российской федерации от 30.06.2012 N 1148-р объект недвижимого имущества (белокаменные пилоны ворот XIX г.) разграничен в федеральную собственность.
Согласно пункту 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р право собственности Российской Федерации оформляется на объекты культурного наследия, включенные в перечень.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р Росимуществу необходимо совместно с Управлением обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, указанные в перечне.
Судом отмечено, что в соответствии со статьей 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с приложением 1, раздела I, п. 3 Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
Являясь частью ограждения участка, спорное сооружение имеет самостоятельное историко-культурное значение, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р оно включено в перечень объектов культурного наследия федерального значения, в отношении которых подлежит оформлению право собственности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно несоответствия отказа Управления действующим нормам законодательства, тем самым нарушает права и интересы ТУ Росимущества.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы Управления о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам судебной коллегией проверены и отклоняются как основанные на неверном толковании, поскольку направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А40-227563/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р право собственности Российской Федерации оформляется на объекты культурного наследия, включенные в перечень.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р Росимуществу необходимо совместно с Управлением обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, указанные в перечне.
Судом отмечено, что в соответствии со статьей 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
...
Являясь частью ограждения участка, спорное сооружение имеет самостоятельное историко-культурное значение, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1148-р оно включено в перечень объектов культурного наследия федерального значения, в отношении которых подлежит оформлению право собственности Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2021 г. N Ф05-18172/21 по делу N А40-227563/2020