город Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-181828/20-145-1265 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Полянка": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 29 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 г.
по делу N А40-181828/20-145-1265
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Полянка"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: садовое некоммерческое товарищество "Полянка" (далее - СНТ "Полянка", товарищество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120308:481, расположенного по адресу: г. Москва, п. Сосенское, пос. Газопровод, 23 км. Калужского шоссе, СНТ "Полянка", уч. 207 (далее - земельный участок).
02 сентября 2019 г. СНТ "Полянка" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N 77-0-1-71/3135/2019-851 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120308:481 с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером в отношении указанного участка (далее - межевой план), с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о координатах характерных точек границы земельного участка.
Уведомлением от 09 сентября 2019 г. N 77/19-116090 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности, сроком на три месяца, ссылаясь на нарушение пунктов 59, 60, 61 и 72 Требований к межевому плану, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а также статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), а именно:
в нарушение пункта 59 Требований сведения о существующих координатах характерных точек границы уточняемого земельного участка включаются в реквизит "1" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" при их наличии в ЕГРН. В представленном межевом плане ошибочно приведены сведения о существующих координатах характерных точек границы уточняемого земельного участка;
в нарушение пункта 72 Требований раздел "Схема расположения земельных участков" выполнен без соблюдения специальных условных знаков;
в нарушение статьи 39 Закона о кадастровой деятельности не проведено согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120308:172, 50:21:0120308:283, 50:21:0120308:301, 50:21:0120308:213, 50:21:0120308:176, 50:21:0120308:185, 50:21:0120308:483, 50:21:0120308:297, 50:21:0120308:280, 50:21:0120308:32, 50:21:0120308:146, 50:21:0120316:1172, 50:21:0120308:295, 50:21:0120308:38, 50:21:0120308:252, 50:21:0120308:63, 50:21:0120308:205, 50:21:0120308:3, 50:21:0120308:489;
в нарушение положений пунктом 60 и 61 Требований в представленном межевом плане не приведены сведения о смежных земельных участках.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 07 июля 2020 г. N 77-0-1-71/3135/2019-351 отказало СНТ "Полянка" в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, с указанием на то, что в нарушение положения пункта 44 Требований в представленной XML-схеме отсутствуют описания закрепления характерных точек границ уточняемого земельного участка, а также выявлены противоречия в части обозначений характерных точек между разделом "Чертеж земельных участков и их частей", Актом согласования и XML-схемой.
Указанные причины отказа приведены также были в разъяснении регистрационного органа в письме от 24 июля 2020 г. N 15608-2020@, направленном заявителю в ответ на его запрос о разъяснении причин отказа.
Считая свои права нарушенными, СНТ "Полянка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 07 июля 2020 г. N 77-0-1-71/3135/2019-351 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что представленные заявителем межевые планы содержат нарушения Требований к подготовке межевого плана, наличие которых не обеспечивает считывание и контроль XML-документа.
В отзыве на кассационную жалобу СНТ "Полянка" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя СНТ "Полянка" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение регистрационного органа не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120308:481.
При этом судами установлено, что межевой план составлен в соответствии с требованиями законодательства, а ранее существовавшие препятствия в осуществлении кадастрового учета устранено заявителем с подачей новой редакции межевого плана (с заявлениями от 11 июня 2020 г. N 77-0-1-71/3160/2020-308 и 26 июня 2020 г. N 77-0-1-71/3160/2020-394), а отсутствие описания закрепления точек в межевом плане обусловлено отсутствием закрепления соответствующих точек на местности объектами, которые могут считаться долговременными.
Относительно выявленных противоречий в части обозначений характерных точек между разделом "Чертеж земельных участков и их частей", Актом согласования и XML-схемой судами указано на то, что регистрационный орган не указал конкретные причины - какие именно обозначения каких именно точек противоречивы.
Судами также указано на то, что истребование регистрационным органом дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 г. по делу N А40-181828/20-145-1265 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
...
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2021 г. N Ф05-17179/21 по делу N А40-181828/2020