Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 апреля 2004 г. N А23-3818/02Б-10-341
(извлечение)
См. также постановления ФАС ЦО от 21 июля 2003 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 17 июня 2004 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 30 августа 2007 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 15 июля 2008 г. N Ф10-2540/08 по делу N А23-3818/02Б-10-341, от 7 апреля 2009 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 15 июня 2009 г. N А23-3818/02Б-10-341 (Ф10-2540/08(3)), от 5 ноября 2009 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 11 марта 2010 г. N Ф10-2540/08(6,7) по делу N А23-3818/02Б-10-341, от 17 февраля 2011 г. N Ф10-2540/2008 по делу N А23-3818/02Б-10-341, от 8 августа 2011 г. N Ф10-2540/08 по делу N А23-3818/02Б-10-341, от 25 октября 2011 г. N Ф10-2540/08 по делу N А23-3818/02Б-10-341 и определения ФАС ЦО от 21 февраля 2007 г. N А23-3818/02Б-10-341, от 16 декабря 2009 г. N А23-3818/02б-10-341
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя О.Н.Б. (дов. N 34 от 20.04.04. ЦМТОФСФОРФ до 31.05.04.) - представитель, от должника А.Н.А. - адвокат, (дов. N 1/6-2 ОАО "А." от 06.01.04.) удост. N 208 от 15.11.02 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Центральному федеральному округу и городу Москве на определение от 26 января 2004 г. Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-3 818/02Б-10-341, установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому округу г. Калуги на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене ее в качестве лица, участвующего в деле, о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "А." г. Калуга на территориальный орган ФСФО России в Центральном Федеральном округе.
Территориальный орган ФСФО России в Калужской обратился в арбитражный суд с заявлением о замене его, являющегося лицом, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "А." на Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном Федеральном округе на основании ст. 48 АПК РФ.
Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном Федеральном округе обратился в арбитражный суд с заявлением о замене на основании ст. 48 АПК РФ, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве), открытого акционерного общества "А." кредиторов по обязательным платежам - инспекций Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому, Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги на Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном федеральном округе.
Согласно ст. 130 АПК РФ производство по заявлениям объединено судом в одно.
В судебном заседании представитель инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому округу г. Калуги изменил предмет заявления, просил суд произвести замену инспекции на территориальный орган ФСФО России в Калужской области, указав, что согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации N 100 от 14.02.2003 г. уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей является ФСФО России в лице ее Территориального органа в Калужской области. Заявление было принято судом.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 26 января 2004 года заявление инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Московскому округу г. Калуги о замене его как лица, участвующего в деле о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "А." г. Калуга на Территориальный орган ФСФО России в Калужской области удовлетворено.
Произведена замена кредиторов - налоговых органов - инспекций Министерства по налогам и сборам по Московскому, Октябрьскому, Ленинскому округам г. Калуги на уполномоченный орган - Территориальный орган ФСФО России в Калужской области.
В удовлетворении заявления Территориального органа ФСФО России в Калужской области о замене его в порядке процессуального правопреемства на Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном федеральном округе отказано.
В удовлетворении заявления Межрегионального территориального органа ФСФО России в Центральном федеральном округе о замене в порядке процессуального правопреемства инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому, Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги на Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном федеральном округе отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Не соглашаясь с указанным определением Межрегиональный территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Центральному федеральному округу и г. Москве (далее ЦМТО ФСФО России) обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 26.01.2004 г. в части отказа в удовлетворении его заявлений, и произвести замену сторон. При этом кассатор ссылается на несоблюдение судом первой инстанции требований ст.ст. 13, 40, 48, 65, 71 АПК РФ и ст.ст. 11, 29, 36 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель должника не возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
При этом пояснил следующее.
Согласно п. 5 Положения о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 в отношении должников категории "Г" решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается уполномоченным органом. ОАО "А." относится к должнику категории "Г", в связи с чем процесс банкротства инициирует и участвует в деле о несостоятельности Территориальный орган ФСФО России в Калужской области.
Представители остальных кредиторов в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ЦМТО ФСФО России, представителя должника, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого определения.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как усматривается из реестра требований кредиторов открытого акционерного общества "А.", составленного в период процедуры наблюдения по состоянию на 12.03.2003 г. должником признаны и включены в реестр кредиторов требования инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому, Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги на общую сумму 12 млн. 411 тыс. руб. 16 коп.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от 08.01.1998г. лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" функции уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Функции уполномоченного органа в Калужской области осуществляет Территориальный орган ФСФО России в Калужской области, что подтверждается Положением "О территориальном органе ФСФО России в Калужской области", утвержденным приказом ФСФО России от 30.11.2000г.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 28.04.2003 г. в отношении открытого акционерного общества "А." введена процедура внешнего управления.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые органы исключены из числа лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Между тем, согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127 от 26.10.2002 г. требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Для внесения изменений в реестр заинтересованное лицо должно обратиться в суд с заявлением о замене его правопреемником.
Согласно ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленным судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Возложение Постановлением Правительства Российской Федерации N 100 от 14.02.2003 г. функций уполномоченного органа на ФСФО России является основанием для замены лиц, участвующих в деле о банкротстве -инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на уполномоченный орган.
Учитывая вышеизложенное заявление инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому округу и г. Калуги о замене ее на уполномоченный орган - Территориальный орган ФСФО России в Калужской области обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Отказывая Территориальному органу ФСФО России в Калужской области и Межрегиональному Территориальному органу ФСФО России в Центральном федеральном округе и г. Москве в удовлетворении заявлений о замене Территориального органа ФСФО России в Калужской области и инспекций Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги на Межрегиональный территориальный орган ФСФО России в Центральном федеральном округе суд пришел к правильному выводу о том, что исходя из смысла ст. 48 АПК РФ, применительно к правоотношениям, возникающим в ходе процедуры несостоятельности (банкротства), следует, что замена лица, участвующего в деле о банкротстве, возможна в случае выбытия одной из сторон в правоотношении в случае реорганизации, уступки требования в случаях перемены лиц в обязательствах. К указанным случаям следует отнести и принятие нормативного акта, определяющего субъект, который наделен правом представлять интересы государства. Передача полномочий между органами, входящими в систему органов ФСФО России, должна осуществляться в установленном порядке, на что имеется указание в Положении, утвержденном Приказом ФСФО России от 30.11.2000г. N 454.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что доказательств наличия разработанного ФСФО России порядка суду Территориальным и Межрегиональным органами ФСФО России представлено не было, так же при рассмотрении дела в суде первой инстанции Межрегиональным органом ФСФО России не было предъявлено поручение ФСФО России представлять уполномоченный орган в деле о несостоятельности (банкротстве) ОАО "А.".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Нарушений судом норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено. Жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение от 26.01.2004 г. по делу N А23-3818/02Б-10-341 Арбитражного суда Калужской области оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" функции уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
...
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые органы исключены из числа лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Между тем, согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127 от 26.10.2002 г. требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
...
Возложение Постановлением Правительства Российской Федерации N 100 от 14.02.2003 г. функций уполномоченного органа на ФСФО России является основанием для замены лиц, участвующих в деле о банкротстве -инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на уполномоченный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2004 г. N А23-3818/02Б-10-341
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании