г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-238030/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Власов Д.Е., по доверенности от 05.05.2021 N Д-56/2021
от ГБУ "Автомобильные дороги" - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 10.08.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-238030/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: ГБУ "Автомобильные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление, регистрирующий орган) изложенного в письме от 23.09.2020 N 77/011/232/2020-4132/1 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ГБУ "Автомобильные дороги" на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011013:1022, по адресу: г. Москва, ш. Бесединское, вл. 38, об обязании осуществить государственную регистрацию права оперативного управления ГБУ "Автомобильные дороги" на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 по адресу: г. Москва, ш. Бесединское, вл. 38.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, указывает, что заявителем в регистрирующий орган не представлены документы, содержащие необходимые сведения, а именно заявителем не представлено Распоряжение Департамента от 20.03.2020 N 9334.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
ГБУ "Автомобильные дороги" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2019 по делу N А40-6414/19-150-56 право собственности города Москвы на нежилое здание площадью 159,8 кв. м с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38, зарегистрировано право собственности города Москвы (внесена запись в ЕГРН от 12.02.2020 N 77:05:0011013:1022-77/005/2020-3).
Распоряжением Департамента от 09.02.2016 N 2337 право оперативного управления объект нежилого фонда (пост ДПС) площадью 159,8 кв. м по адресу: г. Москва, Проектируемый пр. N 5396, вл. 38 закреплено за ГУП "Автомобильные дороги".
Распоряжением Департамента от 20.03.2020 N 9334 "Об аннулировании и присвоении адреса объекта адресации" объекту недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 присвоен адрес:
г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38. Во исполнение вышеуказанного распоряжения означенный объект передан ГБУ "Автомобильные дороги" по акту приема-передачи от 03.06.2020 объекта нежилого фонда 159,8 кв.м с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38.
13.06.2020 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77/011/232/2020-4132 о государственной регистрации права оперативного управления ГБУ "Автомобильные дороги" на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 - пост ДПС по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38.
23.06.2020 Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственной регистрации по причине отсутствия в представленном распоряжении Департамента от 09.02.2016 N 2337 сведений о передаче объекта по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38 с кадастровым номером 77:05:0011013:1022.
С целью осуществления регистрационных действий Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве письмом от 24.08.2020 N ДГИ-И-58370/20 поданы и приобщены к материалам дела дополнительные документы.
23.09.2020 Управление уведомлением N 77/011/232/2020-4132/1 сообщило об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ГБУ "Автомобильные дороги" в отношении объекта недвижимости, ссылаясь на непредоставление Департаментом в полном объеме документов, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Полагая решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 18 Закона о государственной регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием к отказу в постановке объекта на государственный кадастровый учет Управление Росреестра указало на отсутствие в представленном распоряжении Департамента от 09.02.2016 N 2337 сведений о передаче объекта по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38 с кадастровым номером 77:05:0011013:1022.
Судами установлено, что право собственности города Москвы на нежилое здание площадью 159,8 кв.м с кадастровым номером 77:05:0011013:1022 по адресу: г. Москва, Бесединское шоссе, вл. 38 зарегистрировано (запись в ЕГРН от 12.02.2020 N 77:05:0011013:1022-77/005/2020-3).
Указанный адрес зарегистрирован в Федеральной информационной адресной системе (уникальный идентификатор 35c15f09-6c32-4ce9-9da7-2e596d36316d).
Кадастровый номер объекта, право оперативного управления которого заявлено к регистрации, соответствует кадастровому номеру, на который зарегистрировано право собственности города Москвы и указанному в акте приема-передачи объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы.
Разрешая спор, суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения Закона о государственной регистрации, констатировали, что представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие и иные документы соответствовали требованиям законодательства на момент их составления и содержали всю необходимую информацию для совершений регистрационных действий, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований у Управления Росреестра для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности объекта.
В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым суды отклонили возражения Управления Росреестра, полностью аналогичные доводам его кассационной жалобы.
Заявляя те же доводы в кассационной жалобе, Управление Росреестра не учитывает полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки, и по сути, заявляет доводы, направленные исключительно на иную оценку исследованных судами доказательств, что недопустимо при проверке законности судебных актов в порядке кассационного производства.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Управления Росреестра удовлетворена судом кассационной инстанции по заявленным в ней доводам быть не может.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-238030/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 18 Закона о государственной регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2021 г. N Ф05-19401/21 по делу N А40-238030/2020