город Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-228152/20-72-1537 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Донцовой О.Н.: Балаевой М.Г. (дов. от 19.11.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального МУГАДН: Беляковой А.Н. (дов. N 10-1/08-4946 от 21.05.2021 г.);
рассмотрев 12 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Донцовой О.Н.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г.,
по делу N А40-228152/20-72-1537
по заявлению индивидуального предпринимателя Донцовой Ольги Николаевны
к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконными действий и уведомления об отказе в выдаче дополнительных карточек допуска МАП от 10 октября 2020 г. N 77.10-/17-7929,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Донцова Ольга Николаевна (далее - ИП Донцова О.Н., предприниматель, заявитель) имеет удостоверение допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов от 13 апреля 2020 г. N МКГ-77-089101, сроком действия до 12 апреля 2025 г.
02 ноября 2020 г. предприниматель обратился в Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Центральное МУГАДН) с заявлением N 77.3006/П о получении дополнительных карточек допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
По результатам рассмотрения заявления и документов, Центральным МУГАДН было принято решение, оформленное уведомлением N 77.10-1/17-7929, об отказе в выдаче дополнительных карточек допуска (приказ от 13 апреля 2020 г. N 77.10-1/17-2681).
В обоснование причин отказа Центральным МУГАДН со ссылкой на подпункт 2 пункт 17 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 186 (далее - Административный регламент), указано на не подтверждение соблюдения условий допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" (далее - Постановление N 730).
Считая свои права нарушенными, ИП Донцова О.Н. обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН о признании незаконными действий и уведомления об отказе в выдаче дополнительных допуска МАП N 77.10-/17-7929 от 10 октября 2020 г. и обязании Центральное МУГАДН выдать по заявлению зарегистрированному от 02 ноября 2020 г. N 77.3006/П дополнительные карточки к действующему допуску на международную автоперевозку (МАП).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Донцова О.Н. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие у Центрального МУГАДН оснований для отказа в выдачи дополнительных карточек допуска МАП к действующему допуску, получение которых связано с увеличением парка транспортных средств, предполагаемых к использованию для международных автомобильных перевозок. Приведены также доводы о представлении предпринимателем полного пакета документов для выдачи ему дополнительных карточек допуска МАП.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Донцовой О.Н. поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центрального МУГАДН возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства.
Приняв во внимание положения подпункта 4 пункта 3, 7.1, 10 Постановления N 730 и пункт 13.2 (абзац 2) Административного регламента, суды указали на то, что предприниматель для подтверждения своего устойчивого финансового положения по заявлению от 02 ноября 2020 г. N 77.3006/П должен был предоставить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период на день подачи заявления либо сведения о кадастровой (или) рыночной стоимости имущества стоимости объектов недвижимости находящегося в собственности перевозчика, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, в то время как ИП Донцовой О.Н. в подтверждение финансовой стабильности к удостоверению допуска на осуществление международных 4 коммерческих перевозок грузов от N МКГ-77-089101 представлен титульный лист отчета об оценке от 19 марта 2020 г. и сопроводительные письма генерального директора ООО "НоваЭксперт" Черкашина А.В., в котором указано, что данные письма не являются отчетом об оценке.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) к осуществлению между народных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ на момент подачи заявления был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" (далее - Положение).
Указанное Положение определяет порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на международные автомобильные перевозки - допуска к осуществлению указанных перевозок (пункт 1 Положения).
Пунктом 6 Положения установлено, что в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.
Таким образом, допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок является по своей сути специальным разрешением на осуществление указанной деятельности, карточки же выдаются владельцу такого разрешения на каждое транспортное средство, то есть, порядок получения допуска и порядок получения дополнительных карточек, не являются тождественными и регулируются разными пунктами Положения.
Согласно пункту 10 Положения при увеличении парка транспортных средств, предполагаемых к использованию для международных автомобильных перевозок, владелец удостоверения может получить в органе транспортного контроля и надзора карточку допуска на каждое вновь приобретенное транспортное средство.
Для получения карточки допуска российский перевозчик представляет в орган транспортного контроля и надзора заявление о выдаче карточки допуска с указанием: номера удостоверения; сведений о каждом вновь приобретенном и предполагаемом к использованию для международных автомобильных перевозок транспортном средстве, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпункта 2 пункта 7 Положения.
Абзацами вторым - четвертым подпункта 2 пункта 7 Положения предусмотрено представление следующих документов:
- документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию транспортных средств и их государственную регистрацию;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- документы, подтверждающие профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Следовательно, для получения карточки допуска Положением определен исчерпывающий перечень документов, который не требует представления документов, подтверждающих соответствие финансового положения российского перевозчика требованиям подпункта 4 пункта 3 Положения, поскольку он требуется при получении допуска.
Административный регламент аналогично отдельно регулирует порядок выдачи удостоверения допуска и дополнительной карточки допуска на транспортное средство.
В пункте 10 Административного регламента указано, что результатом предоставления государственной услуги является выдача (продление, переоформление) или документально оформленный мотивированный отказ в выдаче (продлении, переоформлении) удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - допуск) с прилагаемой карточкой допуска на транспортное средство, а также дополнительной карточки допуска на транспортное средство.
Согласно пункту 13.2 Административного регламента, в случае получения дополнительной карточки допуска заявитель представляет: заявление о выдаче дополнительной карточки допуска свободной формы с указанием: номера удостоверения; сведений о каждом вновь приобретенном транспортном средстве, предусмотренных абзацем третьим и четвертым подпункта 2 пункта 13.1 Административного регламента.
Абзацем третьим и четвертым подпункта 2 пункта 13.1 Административного регламента предусмотрено представление: полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; документов, подтверждающих профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
Согласно пункту 15 Административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставление документов и информации или осуществление действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением настоящей государственной услуги.
Документы, подтверждающие соответствие финансового положения российского перевозчика представляются только в целях получения допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Суды, делая вывод о наличии предоставления предпринимателем документов, подтверждающих устойчивое финансовое положение, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период на день подачи заявления либо сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и (или) рыночной стоимости имущества, находящегося в собственности перевозчика, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, не учли, что Административный регламент разделяет выдачу допуска с карточкой и выдачу дополнительной карточки.
В настоящем случае ИП Донцова О.Н. обратилась в Центральное МУГАДН с заявлением о получении дополнительных карточек допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Кроме того, ИП Донцова О.Н. обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании действий Центрального МУГАДН неправомерными, о признании уведомления к Центральному МУГАДН об отказе в выдаче дополнительных допуска МАП N 77.10-/17-7929 от 10 октября 2020 г. за подписью должностного лица Центрального МУГАДН заместителя начальника управления Сандрукяна С.Э. недействительным и обязании Центрального МУГАДН выдать по заявлению, зарегистрированному от 02 ноября 2020 г. N 77.3006/П, дополнительные карточки к действующему допуску на международную автоперевозку (МАП) (л.д. 2-4).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2020 г. вышеуказанное заявление предпринимателя было оставлено судом без движения (л.д. 23).
В последующем ИП Донцова О.Н. устранила обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения и определением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 г. (л.д. 1) заявление было принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 09 февраля 2021 г.
Согласно протоколу судебного заседания от 09 февраля 2021 г. (л.д. 34) в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. По результатам исследования материалов дела суд с учетом положений части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел в том же судебном заседании к рассмотрению спора по существу, по результатам которого им объявлена резолютивная часть.
Между тем, представителем ИП Донцовой О.Н. было подано дополнительное заявление, в котором она просила признать решение об отказе в выдаче дополнительных карточек к допуску МАП, выраженное в уведомлении об отказе в выдаче дополнительных карточек МАП N 77.10-1/17-7929 от 10 октября 2020 г. за подписью должностного лица заместителя начальника управления Сандрукяна С.Э., незаконным, а само уведомление N 77.10-1/17-7929 от 10 октября 2020 г. недействительным.
В протоколе судебного заседания от 09 февраля 2021 г. сведения о принятии уточненных требований к рассмотрению отсутствуют.
Таким образом, указанное заявление не было рассмотрено судом первой инстанции.
При этом в уточненных требованиях указано на решение Центрального МУГАДН, оформленного уведомлением N 77.10-1/17-7929 от 10 октября 2020 г., в то время как в материалах дела содержится уведомление N 77.10-1/17-7929 от 10 ноября 2020 г.
В решении (уведомлении) Центрального МУГАДН N 77.10-1/17-7929 от 10 ноября 2020 г. указано на то, что оно выдано на основании приказа N 77.10-1/17-2681 от 13 апреля 2020 г.
Указанный приказ в материалах дела отсутствует, при этом в материалах электронного дела содержится приказ N 77.10-1/17-7929 от 10 ноября 2020 г.
В этой связи суду первой инстанции надлежало предложить заявителю уточнить заявленные требования.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г. по делу N А40-228152/20-72-1537 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Административного регламента указано, что результатом предоставления государственной услуги является выдача (продление, переоформление) или документально оформленный мотивированный отказ в выдаче (продлении, переоформлении) удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - допуск) с прилагаемой карточкой допуска на транспортное средство, а также дополнительной карточки допуска на транспортное средство.
Согласно пункту 13.2 Административного регламента, в случае получения дополнительной карточки допуска заявитель представляет: заявление о выдаче дополнительной карточки допуска свободной формы с указанием: номера удостоверения; сведений о каждом вновь приобретенном транспортном средстве, предусмотренных абзацем третьим и четвертым подпункта 2 пункта 13.1 Административного регламента.
Абзацем третьим и четвертым подпункта 2 пункта 13.1 Административного регламента предусмотрено представление: полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; документов, подтверждающих профессиональную компетентность ответственного специалиста.
...
Согласно пункту 15 Административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставление документов и информации или осуществление действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением настоящей государственной услуги."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-14756/21 по делу N А40-228152/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14756/2021
30.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23590/2022
02.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228152/20
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14756/2021
27.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15113/2021
15.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228152/20