г. Москва |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А40-186366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Шматовой Ю.В. (представителя по доверенности от 03.12.2019),
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Новицкой Н.А. (представителя по доверенности от 28.12.2020),
от федерального бюджетного государственного учреждения "Сочинский национальный парк" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 19.08.2021 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 04.02.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.05.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-186366/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации
об оспаривании решения,
третье лицо: федеральное бюджетное государственное учреждение "Сочинский национальный парк",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование лесов в границах Сочинского национального парка в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, выраженного в письмах от 06.07.2020 N 15-46/16674 и от 23.07.2020 N 15-47/18604, об обязании выдать разрешение на пребывание персонала общества на территории Сочинского национального парка сроком на 12 месяцев для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства.
В качестве третьего лица в деле участвует федеральное бюджетное государственное учреждение "Сочинский национальный парк" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель министерства возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Учреждение, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и министерства, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по эксплуатации сети.
Общество утверждает, что на территории учреждения размещены линейные объекты, принадлежащие обществу, которые являются неотъемлемой частью Единой национальной энергетической системы и обеспечивают энергоснабжение потребителей Сочинского, Юго-западного энергорайонов Краснодарского края, включая всю прибрежную зону Черного моря территории Российской Федерации, а также участвуют в осуществлении межгосударственного транзита.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, общество осуществляет использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минприроды России и Росприроднадзора", Сочинский национальный парк отнесен к ведению министерства.
Общество 26.05.2020 обратилось в министерство с уведомлением N МАВ-3066 о производстве работ в охранных зонах линейных объектов и с заявлением о выдаче разрешения на пребывание на территории учреждения персонала общества для выполнения работ.
В уведомлении указаны способ выполнения работ - ручным способом, информация об отсутствии ликвидной древесины на перечисленных лесных участках, указан срок окончания расчистки - 31.12.2020 и место выполнения работ - на особо охраняемой природной территории с указанием местонахождения лесных участков:
В Мацестинском участковом лесничестве:
- квартал 10 выдел 32; квартал 12 выдел 46; квартал 13 выдел 12; квартал 14 выделы 25,26; квартал 54 выдел 10; квартал 105 выдел 12; квартал 56 выдел 1; квартал 57 выдел 1; квартал 58 выдел 1. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Дагомысском участковом лесничестве:
- квартал 51 выдел 23; квартал 57 выделы 19, 36, 32; квартал 58 выделы 5, 22; квартал 59 выдел 29; квартал 60 выдел 53; квартал 64 выдел 17; квартал 66 выдел 9; квартал 67 выделы 25, 27; квартал 68 выделы 3, 18; квартал 74 выдел 26; квартал 75 выдел 17; квартал 76 выделы 21,28; квартал 77 выдел 20; квартал 78 выдел 14; квартал 79 выдел 19; квартал 99 выдел 19; квартал 101 выдел 15; квартал 102 выдел 19; квартал ПО выделы 7, 8, 9, 28, 32; квартал 117 выдел 13. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Адлерском участковом лесничестве:
- квартал 4 выдел 7; квартал 7 выдел 13; квартал 11 выдел 24; квартал 12 выдел 21; квартал 15 выделы 46, 47; квартал 17 выдел 34; квартал 21 выдел 14; квартал 22 выдел 31; квартал 25 выдел 17; квартал 28 выдел 16; квартал 29 выдел 38; квартал 30 выделы 27, 29, 32; квартал 31 выдел 31; квартал 32 выдел 7; квартал 33 выдел 13; квартал 67 выдел 44. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Кудепстинском участковом лесничестве:
- квартал 31 выделы 39, 45; квартал 35 выделы 8, 53; квартал 37 выдел 23; квартал 38 выдел 6; квартал 40 выдел 15; квартал 41 выделы 49, 50; квартал 46 выдел 23; квартал 47 выдел 28; квартал 53 выдел 5. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Лыготхском участковом лесничестве:
- квартал 49 выдел 44; квартал 50 выделы 39, 40, 41; квартал 62 выдел 30; квартал 63 выдел 38; квартал 67 выдел 28; квартал 68 выдел 51; квартал 80 выдел 53. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Головинском участковом лесничестве:
- квартал 63 выделы 14, 29; квартал 68 выдел 20; квартал 73 выдел 14. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Лазаревском участковом лесничестве:
- квартал 12 выдел 18; квартал 66 выдел 12; квартал 32 выдел 10; квартал 37 выдел 4; квартал 81 выдел 13; квартал 83 выдел 22. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
В Нижне-Сочинском участковом лесничестве:
- квартал 9 выдел 43; квартал 11 выдел 30; квартал 12 выдел 30; квартал 15 выдел 31; квартал 16 выдел 30. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб.
Министерство письмом от 06.07.2020 N 15-46/16674 сообщило о согласовании производства работ при следующих условиях: наличие правоустанавливающих документов на земельные участки под линейными объектами; наличие установленных охранных зон; наличия уведомления о проведении работ.
Также, обществу 23.07.2020 министерством было направлено дополнение к письму от 06.07.2020 N 15-46/16674, в котором сообщалось, что использование земельных участков на основании договора аренды, соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута возможно при соблюдении условий, указанных в письме министерства от 06.07.2020 N 15-46/16674, а также при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 9, 45, 88, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 39.23, 39.24, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), пунктами 6, 10, 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), исходили из того, что законодатель установил разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков. Для юридических лиц разрешение на осуществление деятельности на территории национального парка выдает только министерство в порядке, установленном Законом N 33-ФЗ.
Суды установили, что письмом от 06.07.2020 N 15-46/16674 министерство согласовало обществу испрашиваемую социально-экономическую деятельность, дополнительно сообщив, что вопросы организации работ на особо охраняемой природной территории (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и пр.) находятся в ведении учреждения.
Соответственно, как указали суды, вопрос допуска на территорию Сочинского национального парка сотрудников общества в целях организации (осуществления) испрашиваемой деятельности разрешен посредством выдачи министерством согласования такой деятельности при соблюдении определенных условий.
При этом суды отметили, что поскольку испрашиваемая обществом деятельность не связана с осуществлением строительства и реконструкции объектов капитального строительства, пункт 16 Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.09.2013 N 411, не подлежит применению в рассматриваемом споре.
Суды также пришли к выводу о том, что проведение выборочных и сплошных рубок лесных насаждений при содержании линейных объектов (в безлесном состоянии), в том числе в охранных зонах таких объектов, возможно только при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки (под линейными объектами), установлении охранных зон и направления уведомления о проведении работ.
Вместе с тем, как указали суды, при обращении в министерство указанные документы обществом представлены не были, в связи с чем письмом от 06.07.2020 N 15-46/16674 министерством было сообщено о возможности проведения работ по содержанию просек линейных объектов и их охранных зон в безлесном состоянии только при условии наличия данных документов.
По доводам общества, обществом оформлено право ограниченного пользования земельными участками, непосредственно занятыми опорами линий электропередач, с учреждением заключены соглашения об установлении сервитутов сроком на 49 лет.
По объяснениям министерства, с учетом этого подлежит применению часть 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов, а также пункт 7 Правил N 223, согласно которому на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, в том числе общества, и на применении норм материального права, вопреки мнению общества, с учетом таких обстоятельств и доводов.
Из кассационной жалобы общества, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А40-186366/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что письмом от 06.07.2020 N 15-46/16674 министерство согласовало обществу испрашиваемую социально-экономическую деятельность, дополнительно сообщив, что вопросы организации работ на особо охраняемой природной территории (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и пр.) находятся в ведении учреждения.
Соответственно, как указали суды, вопрос допуска на территорию Сочинского национального парка сотрудников общества в целях организации (осуществления) испрашиваемой деятельности разрешен посредством выдачи министерством согласования такой деятельности при соблюдении определенных условий.
При этом суды отметили, что поскольку испрашиваемая обществом деятельность не связана с осуществлением строительства и реконструкции объектов капитального строительства, пункт 16 Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.09.2013 N 411, не подлежит применению в рассматриваемом споре.
...
По объяснениям министерства, с учетом этого подлежит применению часть 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов, а также пункт 7 Правил N 223, согласно которому на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2021 г. N Ф05-20392/21 по делу N А40-186366/2020