г. Москва |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А41-84814/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "МОРП": Горячевой Н.В. (дов. N 20/684 от 02.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 19 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г.,
по делу N А41-84814/20
по заявлению акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: акционерному обществу "Можайское оптово-розничное предприятие" (далее - АО "МОРП", общество, заявитель) на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 50:18:0000000:2065, расположенное по адресу: Московская область, Можайский т.о., р.п. Уваровка, Привокзальная площадь, д. 15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50АЗ N 300195 от 23 апреля 2014 г.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633.
Согласно данному распоряжению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0000000:2065, расположенного по адресу: Московская область, Можайский т.о., р.п. Уваровка, Привокзальная площадь, дом 15, утверждена в размере 162 490 166,81 руб., что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 апреля 2019 г. N МО-19/ЗВ-1153330.
Из выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2020 г. следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 174 141 845,14 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 29 июня 2018 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости N 004д от 29 марта 2019 г., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости - 01 апреля 2019 г., дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2019 г.
Также обществу принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером 50:18:0010301:796, расположенное по адресу: Московская область, городское поселение Можайск, город Можайск, улица 1-ая Железнодорожная, д. 43, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50 АИ N 147162 от 16 июля 2014 г.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633.
Согласно данному распоряжению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0010301:796, расположенного по адресу: Московская область, городское поселение Можайск, город Можайск, улица 1-ая Железнодорожная, д. 43, утверждена в размере 107 262 521,79 руб., что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 апреля 2019 г. N МО-19/ЗВ-1153354.
Из выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2020 г. следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 115 890 683,9 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 19 июля 2018 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости N 004д от 29 марта 2019 г., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости - 01 апреля 2019 г., дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2019 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску по Московской области направила заявителю требование о представлении пояснений N 3877 от 31 августа 2020 г., согласно которому АО "МОРП" занизило сумму налога на имущество организаций за налоговый период 2019 г., в связи с чем обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 878 063 рублей.
АО "МОРП" обратилось в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" с просьбой разъяснить основания для изменения кадастровой стоимости.
Заявителем получен ответ от ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" от 10 ноября 2020 г. N исх1-04/826, из которого следует, что изменение кадастровой стоимости по отношению к стоимости, определенной в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), обусловлено изменением кадастрового квартала, в связи с чем было уточнено местоположение объекта недвижимости, а также группа расчета с "0402 "Магазины 250 и более кв.м" изменена на "0403 "Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы".
Также в ответе ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" указано на то, что кадастровая стоимость, измененная на основании части 9 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 г.) в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), применяется для целей налогообложения с 01 января 2019 г.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) внесены сведения о кадастровой стоимости на основании акта N 004д от 29 марта 2019 г. и определение даты применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 г.
Считая свои права нарушенными, АО "МОРП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
- о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области, выраженных в установлении кадастровой стоимости на основании акта N 004д от 29 марта 2019 г. и определение даты применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 г.;
- об обязании Управление Росреестра по Московской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0000000:2065 в размере, определенном по состоянию на 29 июня 2018 г. и внесенном в Единый государственный реестр недвижимости 01 апреля 2019 г. на основании акта об определении кадастровой стоимости N 004д от 29 марта 2019 г., и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633, определенной по состоянию на 01 января 2018 г.;
- об обязании Управление Росреестра по Московской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0010301:796 в размере, определенном по состоянию на 19 июля 2018 г. и внесенном в Единый государственный реестр недвижимости 01 апреля 2019 г. на основании акта об определении кадастровой стоимости N 004д от 29 марта 2019 г., и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633, определенной по состоянию на 01 января 2018 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, поскольку Управление Росреестра по Московской области не наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в силу статей 7, 16, части 9 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ такими полномочиями наделены бюджетные учреждения, на территории Московской области такие полномочия возложены на ГБУ "Центр кадастровой оценки". Управление также указывает на то, что заявитель фактически не согласен с размером кадастровой стоимости, однако споры по результатам определения уполномоченным органом кадастровой стоимости относятся к компетенции судов общей юрисдикции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "МОРП" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности действий Управления Росреестра по Московской области, выраженных в установлении кадастровой стоимости на основании акта N 004д от 29 марта 2019 г. и определении даты применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 г., поскольку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из сведений о кадастровом квартале, не соответствующих содержащимся в ГКН на момент расчета, в настоящее время не допускается.
Ссылаясь на положения статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, суды указали на то, что после издания распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 трехлетний срок не истек. При этом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 вышеназванного закона в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно статье 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
В силу статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
В случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 20 или 21 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость.
В соответствии с частью 16 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ в случае исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.
Требования заявителя по настоящему делу основаны на вышеприведенной норме.
Между тем, статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ определен порядок рассмотрения общений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Из приведенной нормы следует, что такие обращения рассматривают бюджетные учреждения, каковым на территории Московской области является ГБУ МО "Центр кадастровой оценки".
Действия Управления Росреестра по Московской области по внесению сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН данная норма не регулирует.
Как установлено судами, сведения о кадастровой стоимости внесены Управлением Росреестра по Московской области на основании акта ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", который по настоящему делу не оспаривается. ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" ответчиком по настоящему делу не является.
Более того, рассмотрение дел, связанных с определением результатов кадастровой стоимости, относится к компетенции судов общей юрисдикции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований у судов не имелось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г. по делу N А41-84814/20 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
В силу статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
...
В соответствии с частью 16 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ в случае исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.
Требования заявителя по настоящему делу основаны на вышеприведенной норме.
Между тем, статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ определен порядок рассмотрения общений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2021 г. N Ф05-19786/21 по делу N А41-84814/2020