г. Москва |
|
1 сентября 2021 г. |
Дело N А40-232564/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Е.Ю. Филиной,
судей И.В. Лазаревой, Л.В. Федуловой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Сухов Д.А., доверенность N Д-57/21 от 05.05.2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021
по делу N А40-232564/2020 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 12.01.2021 N N КУВД-001/2020-17113539/2, КУВД-001/2020-17094957/2, КУВД-001/2020-17099865/2, КУВД-001/2020-17104148/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:6233, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1227, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:1115, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, строен. 2; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1225, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кабельная 5-я, д. 15, об обязании снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:6233, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1227, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:1115, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, строен. 2; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1225, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кабельная 5-я, д. 15.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заявитель своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в связи со сносом объектов недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:6233, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1227, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:1115, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, строен. 2; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1225, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кабельная 5-я, д. 15.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 12.10.2020 N N КУВД001/2020- 17113539, КУВД-001/2020-1709495 7,КУВД-001/2020-17099865, КУВД001/2020-17104148 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сообщено о приостановлении учетно-регистрационный действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимости в связи с отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта на основании акта о прекращении существовании объекта недвижимости, а также в связи с непредоставлением документов, перечисленных в пункте 2 части 2 статьи 15, части 1 статьи 23 Федерального закона N 218-ФЗ.
Решениями от 12.01.2021 N N КУВД-001/2020-17113539/2, КУВД-001/2020-17094957/2, КУВД-001/2020-17099865/2, КУВД-001/2020-17104148/2 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказало в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:6233, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1227, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001020:1115, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 102, строен. 2; нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1225, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кабельная 5-я, д. 15.
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим права и законные интересы, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
При исследовании обстоятельств дела, исходя из представленных доказательств, суды установили, что в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для проведения регистрационных действий.
Как установлено судами в качестве документов-оснований для осуществления учетно-регистрационных мероприятий в отношении указанных объектов недвижимости в регистрирующий орган были представлены соответствующие заявления с приложением акта о прекращении существования объектов недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0001020:6233, 77:04:0001017:1227, 77:04:0001020:1115, 77:04:0001017:1225 зарегистрировано право собственности города Москвы (собственность от 13.11.2019 N 77:04:0001020:6233-77/003/2019-4, от 04.04.2019 77:04:0001017:1227-77/003/2019-3, от 20.05.2019 N 77:04:0001020:1115-77/003/2019-6, от 17.02.2020 N 77:04:0001017:1225- 77/003/2020-3).
Указанные объекты недвижимости были изъяты для государственных нужд в рамках Федерального закона от 04.05.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43-ФЗ).
Согласно части 19 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ, соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы от 02.10.2019 был осуществлен снос вышеуказанных нежилых зданий.
В силу пунктов 19, 20, 21 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 43-ФЗ, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества. Принятие решений о таком сносе не требуется.
Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в части 20 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в ЕГРН.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Продолжение существования в ЕГРН записи об указанном объекте незавершенного строительства способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, что противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в снятии с государственного кадастрового учета сорных объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А40-232564/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмами Управления Росреестра по Москве от 12.10.2020 N N КУВД001/2020- 17113539, КУВД-001/2020-1709495 7,КУВД-001/2020-17099865, КУВД001/2020-17104148 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сообщено о приостановлении учетно-регистрационный действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимости в связи с отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта на основании акта о прекращении существовании объекта недвижимости, а также в связи с непредоставлением документов, перечисленных в пункте 2 части 2 статьи 15, части 1 статьи 23 Федерального закона N 218-ФЗ.
...
Продолжение существования в ЕГРН записи об указанном объекте незавершенного строительства способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, что противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2021 г. N Ф05-19456/21 по делу N А40-232564/2020