г. Москва |
|
3 сентября 2021 г. |
Дело N А40-227548/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Соникавто.РУ" - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Центральной акцизной таможни - Коптева К.В., представитель по доверенности от 16 августа 2021 года;
рассмотрев 01 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение от 18 февраля 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 20 мая 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-227548/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соникавто.РУ"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконными решения и действия (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Соникавто.РУ" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган, ЦАТ) от 15 октября 2020 года N 13-12/19881; о признании незаконными действий (бездействия) Центральной акцизной таможни, выразившихся в фактическом невозврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.
Не согласившись с выводами судов, ЦАТ обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ЦАТ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2020 году Обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Центральную акцизную таможню был ввезен Товар N 1: "ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ Т.М. "SHACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX33186T366, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ WP12.375E50, МОЩНОСТЬ 276 КВТ, ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ 11596 СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 8X4 КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА, ПОЛНОЙ МАССОЙ 41 ТОННА, Г/В 2020.03, КАБИНА Х3000, С ЗИП И ЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ, (ТМ) SHACMAN, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD., 2-1, NE-1" и Товар N 2: "ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ Т.М. "SHACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX33186T366, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ WP12.375E50, МОЩНОСТЬ 276 КВТ, ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ 11596СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 8X4 КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА, ПОЛНОЙ МАССОЙ 41 ТОННА, Г/В 2020.03.28, КАБИНА Х3000, С ЗИП И ЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ. (ТМ) SHACMAN, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD., 2-2, NE-2".
Ввезенный товар был задекларирован по декларациям на товары N 10009100/240720/0056482 и 10009100/240720/0056584, был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 вес брутто/нетто были заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов: 19800 кг/19800 кг.
В целях соблюдения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (далее - Правила N 1291, постановление Правительства РФ N 1291) обществом в таможню представлен расчет утилизационного сбора и произведены соответствующие платежи в размере 945 000 руб. за каждый автомобиль.
В расчете суммы утилизационного сбора в отношении указанного товара при определении категории и подлежащего применению коэффициента обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы транспортного средства, его технической характеристики "грузоподъемность", массы водителя и разрешенного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как: "разрешенная максимальная масса" (РММ).
В результате чего, в отношении указанного транспортного средства был применен коэффициент 6,3 (как для грузовиков массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн) вместо 2,79 (как для автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн).
Полагая, что в рассматриваемом случае подлежал применению коэффициент 2,79 (как для автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн), что привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 1 579 500 рублей, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, общество 10 сентября 2020 года обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1 579 500 рублей по спорным ДТ с приложением копии платежного поручения, ТПО и иных документов.
По результатам рассмотрения заявления ЦАТ принято решение от 15 октября 2020 года N 13-12/19881 "по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора", в котором был выражен фактический отказ таможенного органа в рассмотрении заявлений ООО "Соникавто.РУ" о возврате утилизационного сбора в сумме 1 579 500 рублей вследствие отсутствия доказательств его излишней уплаты ввиду отсутствия сведений о внесении изменений (дополнений) в ТПО об исчисленных и уплаченных платежах, а также о не аннулировании заявителем ТПО.
Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно является незаконным и нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Осуществляя проверку законности решения таможенного органа суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
В соответствии пунктом 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (далее - Перечень N 1291) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 14-П, от 05 марта 2013 года N 5-П, от 14 мая 2009 года N 8-П, от 28 февраля 2006 года N 2-П.
С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2013 года N 3589/13, от 21 июня 2012 года N 2676/12, от 25 февраля 2010 года N 13640/09, от 08 декабря 2009 года N 11715/09).
Однако указанные основания для расширительного истолкования понятия "максимально допустимая техническая масса" в отношении грузовых машин в контексте исчисления утилизационного сбора по настоящему делу судами не установлены.
В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении грузовиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе грузовика.
Следовательно, именно масса грузовика необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Изложенное согласуется с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года 305-КГ17-12383, а также от 21 мая 2021 года N 303-ЭС21-6203, от 13 апреля 2021 года N 305-ЭС21-4777, от 24 ноября 2020 года N 305-ЭС20-6768, от 26 июня 2020 года N 303-ЭС20-8608, от 26 июня 2020 года N 303-ЭС20-8605 и т.д.)
Нормативных оснований для вывода о том, что такая характеристика как грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, у судов не имелось. Таможенным органом не представлены какие-либо доказательства того, что приведенные в Перечне коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, в зависимости от грузоподъемности погрузчиков, и что именно из такого экономического смысла названных коэффициентов исходило Правительство Российской Федерации при утверждении Перечня.
Таким образом, суды пришли к выводу, что таможенный орган не представил необходимых доказательств, опровергающих право общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере, вышеуказанными обстоятельствами подтверждается право общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 1 579 500 руб.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ООО "Соникавто.РУ", поскольку оспариваемое решение таможенного органа и его бездействие не соответствуют закону и нарушают права заявителя.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы ЦАТ о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1866 в Правила N 1291 внесены изменения, неправомерны, поскольку указанное постановление вступило в законную силу после принятия таможней оспариваемого решения.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года по делу N А40-227548/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении грузовиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе грузовика.
Следовательно, именно масса грузовика необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Изложенное согласуется с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года 305-КГ17-12383, а также от 21 мая 2021 года N 303-ЭС21-6203, от 13 апреля 2021 года N 305-ЭС21-4777, от 24 ноября 2020 года N 305-ЭС20-6768, от 26 июня 2020 года N 303-ЭС20-8608, от 26 июня 2020 года N 303-ЭС20-8605 и т.д.)
Нормативных оснований для вывода о том, что такая характеристика как грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, у судов не имелось. Таможенным органом не представлены какие-либо доказательства того, что приведенные в Перечне коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, в зависимости от грузоподъемности погрузчиков, и что именно из такого экономического смысла названных коэффициентов исходило Правительство Российской Федерации при утверждении Перечня.
...
Доводы ЦАТ о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1866 в Правила N 1291 внесены изменения, неправомерны, поскольку указанное постановление вступило в законную силу после принятия таможней оспариваемого решения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф05-20973/21 по делу N А40-227548/2020