город Москва |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А40-199294/20-2-981 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Крафт Логистик": Казакова И.В. (дов. N 23 от 20.05.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Курчаева Е.В. (дов. N 05-01-23/12505 от 13.05.2021 г.);
рассмотрев 31 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Крафт Логистик"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2021 г.,
по делу N А40-199294/20-2-981
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крафт Логистик"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: в период с октября по декабрь 2018 г. на Ярославском таможенном посту (Центр электронного декларирования) Ярославской таможни общество с ограниченной ответственностью "Крафт Логистик" (далее - ООО "Крафт Логистик", общество, заявитель), действуя в интересах общества с ограниченной ответственностью "Шевро" (далее - ООО "Шевро") в качестве таможенного представителя, поместило под таможенную процедуру экспорта по декларациям на товары (далее - ДТ, декларации) N 10117070/031018/0027651, N 10117070/081018/0028144, N 10117070/031218/0034523, N 10117070/051218/0034817 товар - "дубленая кожа из шкур крс-коровы, без шерстного и волосяного покрова, лицевая двоеная в сухом состоянии, дополнительно обработанная путем смягчения и тяжки, увлажнения и вакуумной подсушки...".
Впоследствии Ярославской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Шевро" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в результате которой установлены факты неверной классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) товаров, сведения о которых заявлены в вышеуказанных ДТ (акт камерной таможенной проверки N 10117000/210/300120/А000049).
Письмом Ярославской таможни от 30 января 2020 г. N 17-14/1182 в адрес ООО "Крафт Логистик" направлена выписка из акта камеральной таможенной проверки.
26 марта 2020 г. таможенным органом с учетом выводов, изложенных в акте камеральной таможенной проверки от 30 января 2020 г. N 10117000/210/300120/А000049, принято решение N РКТ-10117000-20/0000005Д о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что повлекло за собой доначисление таможенных платежей.
Копия вышеуказанного решения была направлена в адрес таможенного представителя письмом от 27 марта 2020 г. N 17-14/3807.
27 мая 2020 г. таможенным органом принято решение N 10117000/270320/0000238 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в вышеуказанных ДТ и осуществлена корректировка сведений, заявленных в графах 31, 33, 44, 47 и "В" ДТ, а также создан паспорт задолженности.
28 мая и 29 мая 2020 г. Центральной акцизной таможней на основании положений статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в адрес декларанта и таможенного представителя направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомления) N 10009000/У2020/0001403, N 10009000/У2020/0001407, N 10009000/У2020/0001409, N 10009000/У2020/0001411 (ООО "Шевро") и N 10009000/У2020/0001404, N 10009000/У2020/0001408, N 10009000/У2020/0001410, N 10009000/У2020/0001412 (ООО "Крафт Логистик") на общую сумму 1 403 901,92 руб., в том числе по пеням - 140 104,42 руб.
Действия Центральной акцизной таможни по направлению в адрес общества уведомлений N 10009000/У2020/0001404, N 10009000/У2020/0001408, 10009000/У2020/0001410, N 10009000/У2020/0001412 были обжалованы ООО "Крафт Логистик" в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России).
22 июля 2020 г. ФТС России было принято решение N 15-67/176, в соответствии с которым действия Центральной акцизной таможни по направлению уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 28 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001404 и от 29 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001408, N 10009000/У2020/0001410, N 10009000/У2020/0001412 признаны правомерными, в удовлетворении жалобы общества было отказано.
Считая свои права нарушенными, ООО "Крафт Логистик" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконными действий по направлению уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 28 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001404 (по ДТ N 10117070/031018/0027651) и от 29 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001408 (по ДТ N 10117070/051218/0034817), N 10009000/У2020/0001410 (по ДТ N 10117070/081018/0028144), N 10009000/У2020/00014120001412 (по ДТ N 10117070/031218/0034523).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Крафт Логистик" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемые действия таможенного органа не соответствуют требованиям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы общества, поскольку общество как таможенный представитель не должно нести солидарную ответственность по уплате доначисленных таможенных платежей по задекларированным им ранее ДТ N 10117070/031018/0027651, N 10117070/081018/0028144, N 10117070/031218/0034523, N 10117070/051218/0034817, так как выявленное незаконное перемещение товаров по указанным декларациям, сопряженным с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, совершено ООО "Шевро". Все обязательства по уплате таможенных платежей, возникшие, как у декларанта, так и у таможенного представителя при подаче рассматриваемых ДТ, были прекращены в момент выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в связи с чем применение правил о возникновении солидарной обязанности при подаче ДТ в рассматриваемом случае недопустимо, так как обязанности по уплате таможенных платежей, возникшие при подаче ДТ, были исполнены при выпуске товаров.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Крафт Логистик" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центральной акцизной таможни против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях: выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 1); выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2).
На основании пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В силу части 1 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346 Закона N 289-ФЗ в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 405 Кодекса Союза, а также в случае, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, что будет установлено решением суда или таможенного органа.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия Центральной акцизной таможни соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку направление таможенным органом в адрес общества уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней совершено таможней при наличии соответствующих полномочий и сформированного паспорта задолженности, в установленные законом сроки и по форме, соответствующей требованиям Приказа ФТС России от 30 октября 2018 г. N 1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней".
Отклоняя доводы общества о его неуведомлении о проводимой в отношении ООО "Шевро" камеральной таможенной проверки, не направлении в его адрес запросов о представлении дополнительных документов и выписки из акта от 30 января 2020 г. N 10117000/210/300120/А000049, судами указано на то, что требование об уведомлении таможенным органом путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети Интернет законодательно закреплено только в отношении проверяемого лица, которым в рассматриваемом случае являлся декларант - ООО "Шевро".
При этом запрос у таможенного представителя документов и сведений, относящихся к предмету проводимой в отношении декларанта проверки, является правом таможенного органа, реализация которого возможна в той или иной форме в зависимости от конкретных обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверочных мероприятий, а выписка из указанного акта в соответствии с требованиями части 12 статьи 237 Закона N 289-ФЗ не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направлена таможенному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу: Ракетный бульвар, д. 16, этаж 8, пом. XXXII, комн. 6, офис 821, Москва, 129164 (письмом от 30 января 2020 г. N 17-14/1182), которое согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России (почтовый идентификатор 15006643094729) было получено ООО "Крафт Логистик" 07 февраля 2020 г.
Ссылки заявителя на то, что Ярославской таможней не установлены недостоверные сведения о классификационном коде аналогичных товаров, отклонены судами, поскольку в ходе проведенной таможенным органом камеральной таможенной проверки выявлены неоднократные случаи неверной классификации товаров, помещенных ООО "Шевро" под таможенную процедуру экспорта по 28 ДТ в период с октября 2018 по август 2019 г.г.
Судами также указано на то, что действия Центральной акцизной таможни по направлению уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 28 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001404 и от 29 мая 2020 г. N 10009000/У2020/0001408, N 10009000/У2020/0001410, N 10009000/У2020/0001412 также были предметом рассмотрения ФТС России, о чем было принято решение от 22 июля 2020 г. N 15-67/176.
На основании изложенного суды пришли к выводу об отсутствии со стороны таможенного органа незаконных действий относительно направления в адрес общества уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, поскольку ООО "Крафт Логистик" является таможенным представителем.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2021 г. по делу N А40-199294/20-2-981 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Крафт Логистик" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия Центральной акцизной таможни соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку направление таможенным органом в адрес общества уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней совершено таможней при наличии соответствующих полномочий и сформированного паспорта задолженности, в установленные законом сроки и по форме, соответствующей требованиям Приказа ФТС России от 30 октября 2018 г. N 1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней".
Отклоняя доводы общества о его неуведомлении о проводимой в отношении ООО "Шевро" камеральной таможенной проверки, не направлении в его адрес запросов о представлении дополнительных документов и выписки из акта от 30 января 2020 г. N 10117000/210/300120/А000049, судами указано на то, что требование об уведомлении таможенным органом путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети Интернет законодательно закреплено только в отношении проверяемого лица, которым в рассматриваемом случае являлся декларант - ООО "Шевро".
При этом запрос у таможенного представителя документов и сведений, относящихся к предмету проводимой в отношении декларанта проверки, является правом таможенного органа, реализация которого возможна в той или иной форме в зависимости от конкретных обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверочных мероприятий, а выписка из указанного акта в соответствии с требованиями части 12 статьи 237 Закона N 289-ФЗ не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направлена таможенному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу: Ракетный бульвар, д. 16, этаж 8, пом. XXXII, комн. 6, офис 821, Москва, 129164 (письмом от 30 января 2020 г. N 17-14/1182), которое согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России (почтовый идентификатор 15006643094729) было получено ООО "Крафт Логистик" 07 февраля 2020 г."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф05-20983/21 по делу N А40-199294/2020