город Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-119/21-139-12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Газпром Нефть": Лоскутова А.Н. (дов. N НК-103 от 18.05.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Озеровой Н.А. (дов. N МШ/29337/21 от 13.04.2021 г.);
рассмотрев 02 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Газпром Нефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 г.,
по делу N А40-119/21-139-12
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром Нефть"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-119/2019 от 06 августа 2020 г. и решении от 30 декабря 2020 г. N 02/04/14.24-119/2019,
УСТАНОВИЛ: в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 623 (далее - Положение), на основании статей 22, 23 и 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный (административный) орган) в адрес акционерного общества "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа" (далее - АО "СПбМТСБ") был направлен запрос (далее - запрос) о предоставлении, в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам нефтепродуктов с указанием сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения.
По данным Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" (далее - ФГБУ "ЦДУ ТЭК") (письмо от 13 мая 2019 г. N 03-05-237) суммарный объем производства нефтепродуктов группой лиц публичного акционерного общества "Газпром Нефть" (далее - ПАО "Газпром нефть", общество, заявитель) за 2018 год превышает 100 тыс. тонн.
Согласно регистрационной записи АО "СПбМТСБ" N 2743182 ПАО "Газпром нефть" представило информацию о дополнительном соглашении от 06 сентября 2019 г. N 2667 к договору на поставку дизельного топлива от 01 декабря 2017 г. на регистрацию - 04 октября 2019 г., объем сделки по указанному дополнительному соглашению составляет не менее 60 тонн.
Определением ФАС России от 23 декабря 2019 г. в отношении ПАО "Газпром нефть" возбуждено дело об административном правонарушении N 02/04/14.24-119/22019 по признакам нарушения требований Положения, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, сроков предоставления информации, за которое предусмотрена административная ответственность частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проведенного антимонопольным органом административного расследования установлено, что письмом (исх. от 10 января 2020 г. N НК-35/111, вх. от 15 января 2020 г. N 5554/20) (далее - письмо от 10 января 2020 г.) ПАО "Газпром нефть" представило договор поставки нефтепродуктов от 01 декабря 2017 г. N ГПН-17/27130/03027/Д (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.2 которого ассортимент, сроки передачи, количество и цена продукции, пункт отгрузки, способ перевозки и иные условия определяются сторонами в дополнениях к договору, а также дополнение к договору от 06 сентября 2019 г. N 2667, в котором определены все вышеперечисленные условия, включая цену товара.
Указанным письмом также было представлено дополнительное соглашение от 07 сентября 2019 г. N 1, которое вносит изменения в дополнение от 06 сентября 2019 г. N 2667 относительно цены товара.
Дополнительное соглашение от 07 сентября 2019 г. N 1 зарегистрировано на АО "СпбМТСБ" - 04 октября 2019 г.
Согласно информации, представленной письмом от 10 января 2020 г., дополнение от 06 сентября 2019 г. N 2667 и дополнительное соглашение от 07 сентября 2019 г. N 1 были подписаны сторонами 01 октября 2019 г.
Также письмом от 10 января 2020 г. ПАО "Газпром нефть" направило счет-фактуру от 14 сентября 2019 г. N 6200130589, который подтверждает факт реализации дизельного топлива в рамках дополнительного соглашения N 1 от 07 сентября 2019 г. и определяет в совокупности с договором поставки нефтепродуктов от 01 декабря 2017 г. условия, предусмотренные подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 Положения.
Таким образом, ПАО "Газпром нефть" допустило нарушение пункта 14 Положения, выразившегося в непредставлении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, информации о договоре (счет-фактура от 14 сентября 2019 г. N 6200130589).
Так, счет-фактура от 14 сентября 2019 г. N 6200130589 подлежал регистрации на бирже, однако ПАО "Газпром нефть" указанная счет-фактура на АО "СПбМТСБ" зарегистрирована не была.
На основании полученных данных 21 февраля 2020 г. ФАС России в отношении ПАО "Газпром нефть" составлен протокол об административном правонарушении N 02/04/14.24-119/2019.
Постановлением ФАС России от 06 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-119/2019 ПАО "Газпром нефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Указанное постановление было обжаловано обществом в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.
Решением ФАС России от 30 декабря 2020 г. постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-119/2019 изменено в части уменьшения размера штрафа, подлежащего взысканию с 300 000 руб. до 150 000 руб.
Считая указанные постановление и решение незаконными, ПАО "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Газпром нефть" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, поскольку у общества отсутствовала обязанность представить сведения о счете-фактуре, так как является документом, составленным только для целей налогообложения и не порождает прав и обязанностей у сторон внебиржевого договора.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Газпром нефть" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении товара - угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).
Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 настоящего Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения (пункт 6 Положения).
Согласно пункту 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.
Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 13 настоящего Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора.
Действия, связанные с нарушением стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставлением такой информации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ПАО "Газпром нефть" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, выразившегося в не предоставлении стороной договора, заключенного не на организационных торгах, информации о счете-фактуре от 14 сентября 2019 г. N 6200130589.
Отклоняя доводы общества о том, что счет-фактура не является договором и не подлежит представлению по Положению, суды указали на то, что счет-фактура от 14 сентября 2019 г. N 6200130589 подлежала регистрации на бирже, поскольку в данном случае содержала необходимую для ведения реестра информацию, в том числе о наименовании товара и его цене.
Вина ПАО "Газпром нефть" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 г. по делу N А40-119/21-139-12 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Газпром Нефть" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ПАО "Газпром нефть" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, выразившегося в не предоставлении стороной договора, заключенного не на организационных торгах, информации о счете-фактуре от 14 сентября 2019 г. N 6200130589.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф05-21793/21 по делу N А40-119/2021