г. Москва |
|
9 сентября 2021 г. |
Дело N А40-1867/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Е.Ю. Филиной,
судей И.В. Лазаревой, Л.В. Федуловой,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кастальская Г.С., доверенность N 33-Д-1244/20 от 09.12.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (истца)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021
по делу по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москва
о признании права собственности отсутствующим,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москва (далее - ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0004032:2486 площадью 168, 6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 26/28, стр. 4.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, участвовавший посредством онлайн-заседания, поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Ответчик и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В обоснование заявленных требований истец указал, что город Москва является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004031:2509 площадью 162, 2 кв. м (подвал, пом. III ком. 1-6, 6а, 8-12, 12а) в здании по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 26/28, стр. 4. Право собственности города Москвы на указанное помещение зарегистрировано 29.09.2009 на основании выписки из Реестра объектов недвижимости города Москвы.
Вместе с тем по сведениям ГБУ МосгорБТИ в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0004031:2509 входит помещение площадью 168,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004032:2486, на которое 25.08.2016 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По мнению истца, право собственности Российской Федерации на спорное помещение зарегистрировано в отсутствие для этого законных оснований, поскольку право собственности города Москвы на это помещение возникло в силу закона - постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункт 3 которого устанавливает, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Городов Москвы и СанктПетербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов, и Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 которого предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к постановлению ВС РФ N3020-1.
Постановлением Мосгордумы от 20.05.1998 N 47 утвержден Перечень объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) городской муниципальной собственности, в котором учтено спорное помещение.
Суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, руководствуясь пунктом 1 Постановления N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пунктом 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, пришли к выводу о том, что спорное имущество в силу закона принадлежит к федеральной собственности.
Суды установили, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, а потому может находиться только в федеральной собственности, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права федеральной собственности на спорное помещение отказали.
Как установлено судами спорное нежилое помещение имеет статус защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 011349-77.
Из представленных доказательств, в том числе паспорта убежища (противорадиационного укрытия) N 01349-77, экспликации, поэтажного плана, выписки из реестра федерального имущества от 03.03.2021 N 923/4 следует, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано на спорное помещение как на защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 011349-77.
В соответствии с пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника).
В связи с этим суды обосновано пришли к выводу, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, а потому может находиться только в федеральной собственности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права. В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым суды отклонили доводы Департамента, полностью аналогичные доводам его кассационной жалобы.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2021 года по делу N А40-1867/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника).
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф05-20057/21 по делу N А40-1867/2021