г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А40-189827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиев Р.А., представитель по доверенности от 16 декабря 2020 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области - Цховребова Е.Э., представитель по доверенности от 6 декабря 2019 года;
от третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 08 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года,
по делу N А40-189827/20
по заявлению Министерства экологии и природопользования Московской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Региональный центр торгов", Федеральное агентство по недропользованию, общество с ограниченной ответственностью "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов",
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Заявитель, Минэкологии МО, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - антимонопольный орган, Московское областное УФАС России) от 07 июля 2020 года по жалобе N 24115.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года заявление Министерство экологии и природопользования Московской области удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года отменено, к участию в деле в качестве третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов", заявление Министерство экологии и природопользования Московской области удовлетворено.
Не согласившись с выводами судов, Московское областное УФАС России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2021 года произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью Кузнецова В.В.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Государственным казенным учреждением Московской области "Региональный центр торгов" (далее - Организатор торгов) и уполномоченным органом - Министерством экологии и природопользования Московской области был организован аукцион на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - гравийно-песчаных пород, суглинков на участке Моревского месторождения на участке площадью 114,5 га, расположенном в 1,9 км юго-западнее д. Лызлово Рузского городского округа Московской области, извещение о проведении торгов размещено на сайте www.torgi.gov.ru за N 140520/6987935/23 (далее - Аукцион).
В Московское областное УФАС России поступила жалоба ООО "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов" на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Региональный центр торгов" и Министерства экологии и природопользования Московской области.
Согласно доводам жалобы аукционная документация не содержит сведений об обременениях участка в связи с прохождением водного объекта через участок недр, являющийся предметом Аукциона, либо расположении участка недр в границах земельного участка с особыми условиями использования с учетом вхождения в зону санитарной охраны Московского водопровода; Организатор торгов нарушил порядок размещения информации о предмете Аукциона, не разместив в извещении о проведении Аукциона полную информацию о наличии обременении земельных участков, в границах которых расположен участок недр, являющийся предметом Аукциона. Аукционная документация не содержит сведений об обременениях земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:005052:150 и 50:19:0050452:150, которые принадлежат на праве аренды ООО "Планета К"; аукционная документация не содержит информации о целевом использовании земельного участка по данным государственного лесного фонда.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов" антимонопольным органом было принято решение от 07 июля 2020 года по жалобе N 24115, которым жалоба признана обоснованной, материалы дела переданы должностному лицу УФАС по МО для принятия решения о наличии (отсутствии) признаков административного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, предусмотренного статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному решению в действиях Заявителя было выявлено нарушение: аукционная документация составлена с нарушением норм законодательства Российской Федерации, в том числе регламентирующих порядок организации и проведения аукционов на пользования участками недр местного значения и не содержит полные сведения в отношении предмета аукциона.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, статей 447, 448 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Закона Московской области от 27 апреля 2012 года N 39/2012-03 "О порядке предоставления участков недр местного значения" (далее - Закон о порядке предоставления участков недр местного значения) и постановления Правительства Московской области от 02 июня 2009 года N 419/22 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Московской области" (далее - Положение), пришли к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора торгов указывать в аукционной документации сведения об имеющихся обременениях земельного участка.
Суд округа полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельства дела.
Порядок проведения Аукциона установлен Законом о недрах, Законом Московской области о порядке предоставления участков недр местного значения и постановлением Правительства Московской области от 02.06.2009 N 419/22 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Московской области".
Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Закона о недрах определено, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
По смыслу норм земельного законодательства и законодательства о недрах порядок использования участка недр включает в себя вопросы оформления правоотношений с лицами, которые наделены правом пользования такого земельного участка. Таким образом, информация об обременении земельного участка в той или иной форме не может являться несущественной. Вместе с тем, неполное размещение информации о такой существенной особенности, как обременение земельного участка, на котором расположен выставленный участок недр, безусловно, свидетельствует о неисполнении Организатором торгов обязанности по доведению до заинтересованных лиц всей информации о предмете Аукциона. Таким образом, информация о наличии обременения является неполной и не позволяет потенциальному участнику спрогнозировать риски участия в процедуре и экономическую рентабельность пользования предлагаемым участком.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Положения условия аукциона в зависимости от географо-экономического положения участка недр, геологического строения, качественных показателей полезного ископаемого, технических особенностей минерального сырья и других показателей составляются по каждому конкретному участку недр и включают: общие сведения об участке недр; геологическую характеристику участка недр; основные условия пользования участком недр, в том числе стартовый размер разового платежа за право пользования участком недр и размер задатка, срок и порядок его внесения; требования к заявителям, предусмотренные пунктом 2.4 Положения; требования к заявке на участие в аукционе; перечень документов, необходимых для участия в аукционе на право пользования участком недр, и требования к их оформлению.
Между тем, как указали суды, аукционная документация не содержит сведений об обременениях участка в связи с прохождением водного объекта через участок недр, являющийся предметом Аукциона, либо расположении участка недр в границах земельного участка с особыми условиями использования с учетом вхождения в зону санитарной охраны Московского водопровода, а также о том, что земельные участки находяся в аренде у ООО "Планета К".
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, наличие зоны санитарной охраны в соответствии с водным законодательством Российской Федерации накладывает запреты и ограничения на осуществление деятельности, что является существенным условием использования участка недр и должно быть указано в извещении в силу пунктом 2.1 раздела 2 Положения.
Организатором торгов и Министерством достоверной информации о наличии (отсутствии) указанной зоны в границах участка недр не представлено, в связи с чем выводы судов о том, что решение антимонопольного органа не соответствует закону, преждевременны.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить наличие (отсутствие) зоны санитарной охраны на спорном земельном участке, учесть судебную практику по смежным земельным участкам (определения ВС РФ от 27 августа 2021 года N 305-ЭС21-15239 и от 6 сентября 2021 года N 305-ЭС21-14970), правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года и решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года по делу N А40-189827/20 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу норм земельного законодательства и законодательства о недрах порядок использования участка недр включает в себя вопросы оформления правоотношений с лицами, которые наделены правом пользования такого земельного участка. Таким образом, информация об обременении земельного участка в той или иной форме не может являться несущественной. Вместе с тем, неполное размещение информации о такой существенной особенности, как обременение земельного участка, на котором расположен выставленный участок недр, безусловно, свидетельствует о неисполнении Организатором торгов обязанности по доведению до заинтересованных лиц всей информации о предмете Аукциона. Таким образом, информация о наличии обременения является неполной и не позволяет потенциальному участнику спрогнозировать риски участия в процедуре и экономическую рентабельность пользования предлагаемым участком.
...
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2021 г. N Ф05-19346/21 по делу N А40-189827/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19346/2021
02.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26453/2022
10.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-189827/20
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19346/2021
25.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6265/2021
24.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-189827/20